Часть полного текста документа:ПЛАТОНОВСКИЙ ИДЕАЛИЗМ Сочинения Платона (427-347 гг. до н.э.) - уникальное явление в отношении выделения философской концепции. Это высокохудожественное, захватывающее описание самого процесса становления концепции, с сом- нениями и неуверенностью, подчас с безрезультатными попытками разре- шения поставленного вопроса, с возвратом к исходному пункту, много- численными повторениями и т.п. Выделить в творчестве Платона ка- кой-либо аспект и систематически изложить его довольно сложно, так как приходится реконструировать мысли Платона из отдельных высказы- ваний, которые настолько динамичны, что в процессе эволюции мысли порой превращаются в свою противоположность. Платон неоднократно высказывал свое отношение к математике и она всегда оценивалась им очень высоко: без математических знаний "человек с любыми природными свойствами не станет блаженным", в сво- ем идеальном государстве он предполагал "утвердить законом и убедить тех, которые намереваются занять в городе высокие должности, чтобы они упражнялись в науке счисления". Систематическое широкое исполь- зование математического материала имеет место у Платона, начиная с диалога "Менон", где Платон подводит к основному выводу с помощью геометрического доказательства. Именно вывод этого диалога о том, что познание есть припоминание, стал основополагающим принципом пла- тоновской гносеологии. Значительно в большей мере, чем в гносеологии, влияние матема- тики обнаруживается в онтологии Платона. Проблема строения матери- альной действительности у Платона получила такую трактовку: мир ве- щей, воспринимаемый посредством чувств, не есть мир истинно сущест- вующего; вещи непрерывно возникают и погибают. Истинным бытием обла- дает мир идей, которые бестелесны, нечувственны и выступают по отно- шению к вещам как их причины и образы, по которым эти вещи создают- ся. Далее, помимо чувственных предметов и идей он устанавливает ма- тематические истины, которые от чувственных предметов отличаются тем, что вечны и неподвижны, а от идей - тем, что некоторые матема- тические истины сходна друг с другом, идея же всякий раз только од- на. У Платона в качестве материи началами являются большое и малое, а в качестве сущности - единое, ибо идеи (они же числа) получаются из большого и малого через приобщение их к единству. Чувственно воспринимаемый мир, согласно Платону, создан Богом. Процесс построе- ния космоса описан в диалоге "Тимей". Ознакомившись с этим описани- ем, нужно признать, что Создатель был хорошо знаком с математикой и на многих этапах творения существенно использовал математические по- ложения, а порой и выполнял точные вычисления. Посредством математических отношений Платон пытался охарактери- зовать и некоторые явления общественной жизни, примером чего может служить трактовка социального отношения "равенство" в диалоге "Гор- гий" и в "Законах". Можно заключить, что Платон существенно опирался на математику при разработке основных разделов своей философии: в концепции "познание - припоминание", учении о сущности материального бытия, об устройстве космоса, в трактовке социальных явлений и т.д. Математика сыграла значительную роль в конструктивном оформлении его философской системы. Так в чем же заключалась его концепция матема- тики? Согласно Платону, математические науки (арифметика, геометрия, астрономия и гармония) дарованы человеку богами, которые "произвели число, дали идею времени и возбудили потребность исследования все- ленной". ............ |