Часть полного текста документа:Платон (Левшин), митрополит (1737-1812) Аркадий Минаков, Воронеж Выдающийся церковный деятель, проповедник, педагог, писатель. ПЛАТОН (в миру - Петр Георгиевич Левшин) [29.6.1737, с. Чарушники (Чарушково) Московской губернии - 11.11.1812, Спасо-Вифанский монастырь Дмитровского уезда Московской губернии], церк. деятель, проповедник, педагог, писатель. Из духовного звания, сын сельского причетника. Учился в Коломенской духовной семинарии, затем в Славяно-латинской академии в Москве (свободно владел латинским, греческим и французским языками), с 1757 преподавал пиитику и греческий язык там же. В 1758 пострижен в монахи с именем Платон в Троице-Сергиевой лавре. С 1761 преподаватель богословия и ректор Московской духовной семинарии, затем - наместник Троице-Сергиевой лавры. В 1763, во время посещения лавры императрицей Екатериной II, о. Платон обратил на себя внимание императрицы блестящей проповедью и был назначен законоучителем цесаревича Павла Петровича (будущего императора Павла I) и придворным проповедником. Платон последовательно и твердо отстаивал православные убеждения в деистическом окружении императрицы Екатерины II, в своих проповедях (написал около 500) касался важнейших явлений российской жизни, обличал подражание русских дворян всему иностранному, русофобию, являвшуюся оборотной стороной дворянской галломании, обычай отдавать детей на воспитание иностранцам, зачастую сомнительного поведения, "вольнодумство", развившееся под влиянием философии французских просветителей, а также атеизм. После начала Французской революции конца 18 в. Платону было поручено рассмотреть иностранные философские и политические издания, переведенные в России. "Поистине, - писал о. Платон по этому поводу, - новопроникшие философские начала, угрожающие не только религии, но и политической основательности, требуют всеприлежной предосторожности" [i]. По своим взглядам Платон был предтечей православных консерваторов 1-й четверти 19 в. За талант проповедника он удостоился у современников прозвища "второй Златоуст" и "московский апостол". В 1766 о. Платон определен архимандритом Троице-Сергиевой лавры, в 1768 назначен членом Синода, но, пассивно противясь церковной политике императрицы Екатерины II, крайне неохотно участвовал в его заседаниях (как писал сам Платон, "дух мой слишком далек от того, чтобы желать пристать к... всем известному правительственному собранию"). С 1770 - епископ Тверской, с 1775 - архиепископ Московский и ректор Славяно-латинской академии (преобразовал ее в Славяно-греко-латинскую академию), в 1787 возведен в сан митрополита Московского, основал Спасо-Вифанский монастырь близ Троице-Сергиевой лавры и семинарию при нем. В 1801 - первоприсутствующий митрополит на коронации императора Александра I. В дальнейшем фактически отошел от дел, почти безвыездно жил в Троице-Сергиевой лавре или в Вифанском монастыре. Одна из главных заслуг митр. Платона - преобразование московской Славяно-греко-латинской академии, осуществленное им при поддержке императрицы Екатерины II. "Эпоха Платона" означала для духовных школ Московской епархии и академии одухотворение всей системы образования и воспитания. "Это был свой Петр Могила для Московской Академии. Без воли Платона ничто не было в ней предпринимаемо. ............ |