Часть полного текста документа:Платон и Аристотель 1. Введение Огромная одаренность , всесторонний охват изучаемых предметов , глубина разработки делают учение Платона и Аристотеля широко известным , далеко выходящим за пределы общества , в котором они жили выходящим за пределы общества , в котором они жили и действовали . Платон разработал вопросы диалектики , теории познания , эстетики , педагогики . Аристотель создает основы логики , разрабатывает проблемы теории искусства , этики , экономики, психологии. В лице Платона ( 417 - 347 г. до н. э. ) древнегреческий идеализм впервые выступает в форме мировоззрения . 2.Платон 2.1. Жизнь Платона О жизни Платона достоверно известно немногое . Вначале он был учеником Сократа. После казни Сократа ( 399 г. до н. э. ) Платон уехал из Афин в Мегару , а оттуда в Кирену - к математику Феодору - и потом в Египет . В то время Египет считался высокоразвитым государством. Платон ознакомился с кастовым общественным строем Египта . Идеализированное изображение этого строя он развил в своей утопии - "Государство". По - видимому , важным этапом в жизни Платона оказалось его пребывание в Сиракузах на острове Сицилия. В то время это был блестящий политический и культурный греческий центр. При сиракузском тиране Дионисии Старшем Платон неудачно пытался вмешаться в политическую жизнь Сиракуз и реализовать при его посредстве свой план идеального государственного устройства. В 388 году Платон вернулся в Афины , а в следующем году основал там школу , получившую в честь героя Академика название "Академия". По учению Платона , мир чувственных вещей не есть мир истинно сущего : чувственные вещи непрерывно возникают и погибают , изменяются и движутся . Каждому классу чувственных предметов соответствует в бестелесном , нечувственном мире "идея" . 2.2. Учение Платона Учения Платона носит теологический характер. Теология - учение о целесообразности. До своего вселения в телесную оболочку душа пребывала на небе и созерцала там истинно сущее . Соединившись на Земле с телом , душа забывает то , что знала до своего падения на Землю . Однако и теперь она хранит в своей глубине память о том, что она когда- то созерцала . Человеческая душа независима от тела и бессмертна. По Платону , мир чувственных вещей не отсечен от мира "идей" : он стоит в каком - то отношении к миру "идей". Между областью "идей" и областью вещей у Платона находится "душа мира" . Чувственный мир - порождение мира " идей " и мира " материи " . Если мир "идей есть мужское или активное начало , а мир материи начало женское , или пассивное , то мир чувственно воспринимаемых вещей - детище обоих. Каждая вещь чувственного мира "причастна" и к своей "идее" , и к " материи". Поскольку чувственная вещь "причастна" своей " идее " , делает вывод Платон , то она есть ее несовершенное , искаженное отображение или "подобие". Посредством "веры" воспринимаются веши в качестве существующих и утверждаются в этом качестве . "Подобие" у Платона выполняет функцию представления в сознании. Диалектика Платона , прежде всего учение о бытии или об идеях , имеет ярко выраженный онтологический характер. В соответствии с этим "диалектика", как ее понимает Платон , не только путь или метод познания , это прежде всего онтологические прообразы , причины вещей чувственного мира . По Платону , в предметах чувственного мира не только противоположности переходят друг в друга , но и совмещают противоположные качества . ............ |