ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ СИСТЕМ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ
В.Г. Семенов, главный редактор научно-технического журнала «Новости теплоснабжения»,
В.В. Ковальчук, вице-президент Некоммерческого Партнерства «Российское теплоснабжение»
Исторически сложилось так, что при всей своей социально-экономической значимости теплоснабжение в регионах является одной из самых проблемных тем для органов власти. Деструкция плановой экономики страны эхом отразилась на всех уровнях народного хозяйства. Развитие систем коммунальной инфраструктуры стало исключительно прерогативой местных властей, у которых не было для этого зачастую ни финансовых, ни кадровых ресурсов. В результате системы коммунальной инфраструктуры и, прежде всего, системы теплоснабжения стали развиваться исключительно в логике решения локальных задач со сроком выполнения максимум два–три года. Усугубляла положение ведомственная и коммерческая разобщенность участников систем теплоснабжения, когда различные звенья технологически единой системы теплоснабжения населенного пункта оказались в собственности различных субъектов, преследующих свои цели.
Принятые новые редакции Жилищного и Градостроительного кодекса, а также принятие Закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» кардинально меняют ситуацию и существенно усиливают роль региональных и местных органов власти в части управления развитием коммунальной инфраструктуры и создают правовой инструментарий для реализации политики обеспечения надежного и качественного теплоснабжения.
В соответствие с ФЗ-210 «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» начиная с 2006 года для всех муниципальных образований является обязательной разработка программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, определяющей развитие этих систем в соответствии с потребностями жилищного и промышленного строительства. В свою очередь данные программы являются основанием для выдачи местными органами власти технических заданий на разработку инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, определяющих конкретные мероприятия по модернизации систем или новому строительству. Инвестиционная программа и расчет необходимых для ее реализации финансовых средств является основанием для органа регулирования муниципального образования по установлению инвестиционных надбавок и тарифов на подключение. Таким образом, в соответствии с вышеуказанным законом органы местного самоуправления наделяются широкими полномочиями по определению направлений развития инфраструктуры и определению источников их финансирования. Фактически развитие системы коммунальной инфраструктуры определяется решениями органов местного самоуправления и осуществляется за счет средств городского бюджета и дополнительных тарифов для потребителей. Контроль исполнения инвестиционных программ, в том числе и за расходованием средств, осуществляется на основе договоров с организациями коммунального комплекса, определяющих условия реализации утвержденной программы.
Особо хотелось бы обратить внимание на ряд новаций ФЗ-210, значение которых до сих пор не находит ясного понимания у многих энергетиков и, прежде всего, у представителей «большой энергетики»:
- закон вводит понятия «организации коммунального комплекса» и «систем коммунальной инфраструктуры», в соответствии с которыми ТЭЦ, котельные, теплосети АО-энерго могут быть отнесены к таковым, т. ............