МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ
Контрольная работа
по дисциплине «Планирование и прогнозирование в экономике»
Вариант 7
ВИТЕБСК 2007
СОДЕРЖАНИЕ
Вопрос 1: Содержание основных этапов стратегического планирования
Вопрос 2: Прогнозирование и планирование потребительского рынка
Практическое задание
Литература
Вопрос 1: Содержание основных этапов стратегического планирования
Стратегическое планирование является инструментом, с помощью которого формируется система целей функционирования предприятия и объединяются усилия всего коллектива по его достижению. Его важнейшая задача – обеспечить нововведения, необходимые для жизнедеятельности предприятия. Как процесс, стратегическое планирование включает четыре вида деятельности (функции стратегического планирования). К ним относятся: распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, координация и регулирование хозяйственных процессов, организационные изменения.
Стратегическое планирование имеет свою технологию. Процесс стратегического планирования включает следующие этапы:
· определение миссии предприятия (фирмы);
· формулирование целей и задач функционирования предприятия;
· анализ и оценку внешней среды;
· анализ и оценку внутренней структуры предприятия;
· разработку и анализ стратегических альтернатив;
· выбор стратегии.
1. Определение миссии предприятия. Этот процесс состоит в установлении смысла существования предприятия, его предназначения, роли и места в рыночной экономике. В зарубежной литературе этот термин принято называть корпоративной миссией или концепцией бизнеса. Он характеризует направление в бизнесе, на которое фирма ориентируется исходя из рыночных потребностей, характера потребителей, особенностей продукции и наличия конкурентных преимуществ и барьеров.
2. Формулирование целей и задач функционирования предприятия. Цели и задачи должны отражать уровень, на который необходимо вывести деятельность по обслуживанию потребителей. Они должны создавать мотивацию людей, работающих на фирме. Несмотря на ситуационность в выборе целей, можно указать на ряд направлений, в рамках которых фирмы могут устанавливать свои цели. К ним относятся:
· доходы фирмы (величина дохода, прибыль, доход на акцию и т.п.);
· эффективность (издержки, себестоимость, рентабельность, производительность, материалоемкость и т.п.);
· положение на рынке (доля рынка, объем продаж, относительная доля рынка, доля отдельных продуктов и т.п.);
· ресурсы фирмы, включая финансовые, материальные, трудовые (структура и величина основного и оборотного капитала, активы фирмы, кредиторская и дебиторская задолженность и т.п.);
· производственная мощность предприятия;
· продукция (номенклатура, ассортимент, показатели качества, конкурентоспособность, величина затрат на НИОКР, сроки разработки и освоения и т.п.);
· организационные изменения в фирме (касающиеся штатного расписания, производственной структуры, функциональных обязанностей работников и т.п.);
· качество работы с покупателями (скорость обслуживания, число жалоб, количество претензий и рекламаций и т.п.);
· социальная ответственность фирмы (благотворительная деятельность, защита окружающей среды и т.п.);
· потребности сотрудников (оплата труда, условия труда и отдыха, социальное развитие коллектива);
· развитие фирмы (темпы роста хозяйственной деятельности).
К целям фирмы предъявляются следующие требования: а) функциональность (чтобы руководители различных уровней могли трансформировать цели, которые ставятся на более высоком уровне управления, в задачи для нижестоящих звеньев); б) избирательность (в условиях ограниченности ресурсов должны выделяться основные производственные задачи, на которых необходимо сконцентрировать людские, денежные и материальные ресурсы); в) множественность (цели необходимо ставить во всех сферах, от которых зависит жизнеспособность предприятия); г) достижимость, реальность (нереальная цель приводит к демотивации сотрудников, к потере ими ориентира, что негативно сказывается на деятельности предприятия); д) гибкость (возможность корректировки целей в соответствии с изменениями во внешней и внутренней среде фирмы в процессе их реализации); е) измеримость (возможность количественной и качественной оценки целей как в процессе их постановки, так и в процессе реализации); ж) конкретность (для однозначного определения, в коком направлении должна функционировать фирма, что необходимо получить в результате достижения цели, в какие сроки она должна быть реализована, кто должен ее реализовать); з) совместимость (долгосрочные цели должны соответствовать миссии предприятия, а краткосрочные - долгосрочным); и) приемлемость (совместимость целей фирмы с собственными интересами ее владельцев и сотрудников, клиентов, поставщиков и общества в целом).
Существуют два подхода к процессу структуризации целей в планировании: централизованный и децентрализованный. В случае централизованного подхода система целей на всех уровнях иерархии фирмы определяется высшим руководством. ............