Часть полного текста документа:Петербургские извозчики До 1847 извозчики представляли собой единственный вид наземного городского транспорта, существовавший наряду с частными каретами и колясками. Извозчики появились уже вскоре после основания города. В 1750 их было около 3 тыс., в 1790 - 4,6 тыс., а в 1900 было выдано жестяных знаков: для ломовых - 22752, для дышловых и троечных запряжек - 1897, для дрожек - 13666 и для саней - 15989. Селились они слободами. Смоленская Ямская слобода располагалась на Шлиссельбургском тракте, Московская Ямская - по Лиговской ул., Вологодская Ямская - по тракту на Нарву, невдалеке от Петергофской першпективы. Первоначально жили здесь ямщики, занимавшиеся "гоньбой" на почтовых трактах. Рядом с этими "междугород пиками" постепенно пристраивался и "внутригородской" транспорт - извозчики. А точнее, "извощики", как их тогда называли. От слова "извоз". Далеко не каждый мог тогда прокатиться на тройке по Невскому. И не только потому, что дорого,- указ не велел! Еще в 1775 имп. Екатерина II распорядилась, как кому ездить: дворянам 1-го и 2-го классов - "шестью лошадью", дворянам, "не имеющим обер-офицерского чина, запрещается ездить по городам инако, как летом верхом или в одноколке на одной лошади, а зимою в санях на одной же лошади..." Французский граф Сюгар, живший в Петербурге как раз во времена Екатерины II , не без издевки писал по этому поводу: "...Лица, чином выше полковника, должны были ездить в карете в четыре или шесть лошадей, смотря по чину, с длиннобородым кучером и двумя форейторами. Когда я в первый раз выехал таким образом с визитом к одной даме, живущей в соседнем доме, то мой форейтор был уже под ее воротами, а моя карета еще в моем дворе!" Вельможи выезжали на улицы города с "букетом" на запятках кареты: в центре стоял выездной лакей в ливрее по цветам княжеского или графского герба, в напудренном парике и треугольной шляпе, рядом - высоченный гайдук в красной одежде, с другого бока - арапчонок, опоясанный турецкой шалью и с белой чалмой на голове. Вот так-то! Кому - карета с "букетом", а кому - тяга в одну лошадиную силу. При этом "купцам, мещанам и всяким посадским людям" строжайше запрещалось украшать свои экипажи, красить и то разрешалось одного лишь цвета краской. Извозчичьим саням и одноколкам предписывалось "быть не иной краске, окроме жолтой". Желтый цвет был обязательным и в одежде извозчиков. Летом они одевались в белые холстинные балахоны, подпоясанные желтым кушаком, на голове - шляпа с желтой лентой; зимой извозчикам разрешалось носить кафтаны и шубы "какие пожелают", но шапка обязательно должна быть "с желтым верхом и опушкою" и опять же непременный желтый кушак! В ту пору на спине извозчика прямо под воротником можно было видеть еще кожаный номер. Кроме цифр здесь были также оттиснуты обозначение части и околотка, к которым извозчик приписан. Так велел "извощичий билет", введенный в конце XVIII в. В документе этом предписывалось: "...ездить самому в санях, одноколках, или роспусках, или в каретах с заклейменными хомутами и номером, пришитым к платью на спине... В городе и предместьях ездить на взнузданных лошадях малой рысью, а скоро отнюдь не ездить. А когда случится подъехать к перекрестку, тогда ехать тише и осматриваться во все стороны, чтобы кому повреждения не учинить или с кем не съехаться... ............ |