Часть полного текста документа:Первая демидовская дорога Некоторые результаты и возможные перспективы историко-этнографического изучения Бирюков А. М., Пушкарев Б. Б. Дороги являются важнейшими жизненными артериями любого государства, а на территории Алтайского края демидовская дорога стала одним из факторов хозяйственного и культурного освоения региона. Этот путь тянулся от устья реки Касмалы до современного поселка Колывань Курьинского района. В августе 2001 года состоялась комплексная экспедиция "Первая демидовская дорога", в которой принимали участие этнографы Барнаульского государственного педагогического университета (А. Бирюков, Б. Пушкарев, М. Овчарова), географ Алтайского государственного университета М. Татаринцев, методист кабинета "Алтайавтодора" "История дорог Алтая" С. Ю. Матюшина и алтайский писатель А. М. Родионов. Главной задачей экспедиции было прохождение по линии первой демидовской дороги, обозначенной на карте "Великой северной экспедиции" 1734 года, с целью изучения обусловленности пути от природно-географических и ландшафтных условий, а также определения историко-культурного наследия и влияния дороги на населенные пункты. Cведения о придорожном крестьянском мире Алтая уже присутствуют в путевых описаниях П. С. Палласа. В них отражен крестьянский быт сел, которые проезжал ученый во время своего путешествия[1]. Необходимость изучения притрактовых сел Сибири уже осознавалась исследователями XIX века. М. Загоскин утверждал, что: "умственный кругозор здешнего крестьянина шире, чем где-нибудь в глуши" "...странствование с обозами и с "торгом" сказались и в расширении знаний, и в суждениях"[2]. Эта мысль получила свое развитие в среде ученых 50-х годов XX века. В это время Г. К. Вагнер изучил деревянное зодчество старожильческих сел Восточной Сибири, расположенных по Якутскому тракту и попытался определить факторы, влияющие на формирование архитектурной среды притрактовых населенных пунктов[3]. В настоящее время известны работы, посвященные истории существования московского тракта, написанные новосибирским ученым, деканом Исторического факультета НГПУ О. Н. Катионовым. Готовится к защите кандидатская диссертация омского аспиранта А. Матвеева, занимающегося проблемами традиционной культуры передвижения Среднего Прииртышья. В тоже время современных исследований, посвященных истории дорог Алтая, практически не проводилось, что в еще больше степени актуализирует научные изыскания в данной области. Учитывая малые сроки экспедиции (6-11 августа), этнографы БГПУ провели работу, которую можно охарактеризовать как историко-этнографическую разведку. При этом были получены следующие результаты: Собран комплекс предметов придорожного характера конца XIX - начала XX вв. для будущего музея "Истории дорог Алтая". На основе полевых этнографических опросников, разработанных сектором Устной истории и этнографии Лаборатории исторического краеведения БГПУ, были зафиксированы воспоминания старожилов, связанные с придорожной спецификой населенных пунктов. Изучены особенности традиционной крестьянской, административной и купеческой архитектуры. Составлен развернутый опросник по изучению историко-культурного наследия дорог Алтая. ............ |