Часть полного текста документа:Пермская земля: реальность и мифы Б.В. Кондаков "Провинция" - это понятие многоаспектное. Представляется возможным выделить несколько аспектов его рассмотрения: есть аспект пространственный, а есть и аспект аксиологический (ценностный). Принадлежность к "провинции", периферии определяется не удаленностью от того, что в пределах данной культуры принято считать "столицей", "центром" и не культурной ущербностью - с точки зрения одних носителей культуры - или нравственным превосходством - с точки зрения других. Принадлежность к провинции - это, прежде всего, определенный тип самооценки, тип культурного самосознания и самоопределения. Основная особенность культурного самосознания Провинциала (будем условно использовать этот термин) - ощущение "рубежности", переходности того типа культуры, к которому он себя относит. Культурный миф провинции вытесняет реальность, подчиняя ее себе. "Провинция" - это не просто культурное пространство, которое удалено от ценностей "Центра", это сама граница культурного мира, место, где подлинная культура превращается в антикультуру, бытие - в быт, творчество - в "халтуру". Но в то же время "провинция" находится не просто на границе; ее граница - это грань, которая не позволяет ей обрести устойчивость. Это "пограничность" относится и к ее положению в пространстве (на стыке культурных миров) и во времени (между "прошлым", "настоящим" и "будущим"). Сегодняшнее падение, унижение провинции - результат ее былого величия и залог ее будущего возвышения. И именно такое положение провинции предоставляет ей шанс (пусть даже призрачный!) возможного грядущего возвышения. В этом плане Пермская земля, Прикамье - самая что ни на есть "периферия", такая "провинция", провинциальнее которой уже ничего невозможно себе представить. Пермь находится на самом краю Европы (это последний миллионный город Европы на Востоке). Север Пермской губернии - постоянное место ссылок (здесь находились в ссылке М. Сперанский, А. Герцен, М. Салтыков-Щедрин, К. Ворошилов, многие диссиденты советской поры...), тюрем, лагерей. Прикамье постоянно обедняется "Центром": отсюда вывозят произведения искусства, хранящиеся в местных музеях) полезные ископаемые, лес, промышленные и сельскохозяйственные продукты, созданные руками местного населения. Пермь - это город, в котором местными властями всегда преследовалось все самое новое, передовое - политические идеи, научные открытия; - в нем невозможно нормальное культурное самоопределение; это место, откуда бегут поэты, писатели, артисты, ученые. Именно Пермь является местом действия чеховских "Трех сестер", и знаменитая фраза ("В Москву! В Москву!!!") выражает самую суть "пермского менталитета". Культурное самосознание провинции насквозь мифологизировано (в отличие от более рационализированного сознания центра). В этом "провинциальном мифе" можно обнаружить многие основные признаки архаичной мифологии. В нем можно обнаружить характерную для мифа систему оппозиций, мифологизированное отношение к воссозданной в мифе модели действительности. Ядро провинциального мифа связано с чудесным превращением провинции в центр, а центра - в провинцию (небезызвестные Васюки превращаются в Нью-Москву, а Москва - в Старые Васюки). ............ |