Часть полного текста документа:Переплетение интеллекта и чувств М. Матюшина. Однажды Фридрих Ницше написал: "Каждый серьезный труд оказывает на нас моральное воздействие. Усилие, делаемое нами для того, чтобы сосредоточить свое внимание на заданной теме, можно сравнить с камнем, брошенным в нашу внутреннюю жизнь: первый круг невелик по объему, число последующих кругов увеличивается, и сами они расширяются". Философские взгляды Ницше порою настолько неадекватны устоявшимся канонам человеческого бытия, что несмотря на всю заинтересованность его учением, многие люди, ознакомившись с трудами, не выдерживают всей тяжести ницшенской "борьбы со смертью, под какой бы личиной она ни скрывалась: морали, истины или Бога," и ныряют поглубже, чтобы круговая волна проскочила над ними, особо сильно не задев. Как говорится: "От греха подальше", ибо, как ни печально, но "нельзя долго глядеться в бездну, иначе бездна отразится в тебе". Другие же, соприкоснувшись с расходящимися кругами, приходят в невероятное колебание от приятия до неприятия тех или иных рассуждений Ницше, вступая с ним в бесконечный спор согласия и несогласия. Правда, колебание в одной точке не дает представление о всем круге. А начавший путь по ницшеанскому кругу, вдруг обнаруживает, что двигается по листу Мебиуса, то поднимаясь до высочайших высот осознания, то ввергаясь невероятным образом в пучины отторжения. Но заразившийся бациллой ницшеанства будет все время возвращаться и возвращаться к его работам, ведомый афоризмом: "Всякая истина крива, само время есть круг". Интеллигентный человек всегда неприкаян душой, так как, к сожалению, постоянно не вписывается ни в то время, в котором существует, ни в то окружение, с которым общается. Поэтому он и отыскивает в философии Ницше - нити переплетения. Узелком, завязанным на интересе к индивидуальности Фридриха Ницше, стал вечер, посвященный 155-летию со дня рождения философа. Собравшихся в концертном зале Колледжа искусств и устроителей вечера роднило желание остановиться в нашем бурном потоке жизни, помянув не всуе многострадальную личность, чей предостерегающий голос с той же силой звучит для нас и сегодня. "Если мы заглянем в среду людей обеспеченных, разованных, то здесь точно так же мы увидим картину упадка, принижения умственных интересов и всеобщего измельчания личности, - с горечью констатирует Ницше. - Современное общество заражено американизмом: есть что-то дикое в той алчности к золоту, которая характеризует современных американцев и все в большей степени заражает современную Европу. Все чаще начинает встречаться тип человека, поглощенного всецело денежными делами: в погоне за наживой он не знает покоя, он стыдится отдыха, испытывает угрызения совести, когда мысль отвлекает его от текущих забот дня. Мы постепенно привыкаем думать с сами в руках; мы завтракаем с биржевым листком перед глазами; мы живем, как будто боимся упустить минуту для какого-либо важного дела. Страх перед бездельем, беспрерывная тревога накопления богатств и заботы о хлебе насущном грозят убить всякое образование и высший вкус. Мы постепенно утрачиваем чувство формы, чутье к мелодии и ко всему прекрасному. В отношениях между людьми господствует деловитость и рассудочная ясность; мы разучились радоваться жизни; мы считаем за добродетель "сделать возможно больше в возможно меньшее время". ............ |