Часть полного текста документа:Переписка Карпова с Максимом Греком и иноком Филофеем Карпов - один из наиболее оригинальных и образованных русских публицистов своего времени. Общаясь с иностранцами, Карпов получил европейское образование. По роду своих занятий он знал восточные языки, знаком был с греческим и латинским. Ему были известны в подлинниках или извлечениях произведения Аристотеля, Гомера, "Метаморфозы" Овидия, цитаты из которых он включал в свои письма. Карпов находился в переписке с умнейшими людьми того времени - Максимом Греком, старцем Филофеем, Николаем Немчиным, митрополитом Даниилом и др. В "Послании иноку Филофею", Карпов хвалит письмо старца, которое получил ранее: "Омировым (гомеровым) бо словомъ и риторским разумом пригодне сложени, не варварски же, ни невежески, но грамотически уметельне сложена" . Из этого следует, что Карпов умел ценить возможности хорошего слога и к нему обращались за оценкой качества стиха. Кроме того, стиль его общения со старцем говорит о том, что они были в близких дружеских отношениях: "Похваляю, яко разум божественных и человеческих умеюща" . Максим Грек называет Карпова "премудрым", "премудрейшим", "пречестнейшим" "многим разумом украшенным" и даже "праведником", и князь Курбский, который знал Карпова, по всей вероятности, лишь по сочинениям - "разумным мужем". Несмотря на то, что нам известны только четыре послания Карпова, круг его интересов поражает своей широтой. Его волновали и естественные науки (астрономия, медицина), о чём мы узнаём из посланий Максима Грека, адресованных Карпову, и политические учения, и классическая поэзия. Особо его волновало богословие. Задумывался Карпов и над вопросами о происхождении Земли и жизни на ней. Он пытался постичь "законы естества". Некоторые материалы о взглядах Карпова мы черпаем из пяти посланий к нему Максима Грека. Два из них посвящены опровержению взглядов Николая Немчина и датируются 1518-1519 гг., ещё два посвящены критике астрологических воззрений Карпова, были написаны в 1523-1524 гг. Последнее является ответом на недоумения Карпова относительно критики Максимом Греком взглядов Николая Немчина. "В переписке Фёдора Карпова с Максимом Греком отразилась накалённая атмосфера Москвы первой четверти XVI в., когда шла ожесточённая полемика между "нестяжателями" и сторонниками монастырского землевладения". Карпов родился и рос в Твери, а Тверь была очагом еретического вольномыслия. По мнению А.А. Зимина это не могло не отразиться на мировоззрении молодого Фёдора . Скорее всего, общение с еретиками поколебало его в догматах церкви, потому что изначально он получил, по всей вероятности, патриархальное образование. Помимо этого, он в течение тридцати лет вращался в самой разнообразной среде, соприкасался с людьми разных национальностей, в частности, с представителями европейской культуры. Отсюда проистекает его свободомыслие, беспокойный и ищущий ум: "Кажется мне, отче, что не следует непонимающему стыдиться того, чего он не понимает, но рассказывать о незнании своем знающим людям. Ибо я не вижу ничего предосудительного или противного разуму в том, чтобы более мудрых спрашивать, чтобы они мне добрый совет дали, и незнание в знание обратили, и томящуюся мысль вполне успокоили" , - таким пространным рассуждением Карпов начинает своё "Послание Максиму Греку о Третьей книге Ездры". ............ |