Часть полного текста документа: Вопрос № 1. Основные этапы развития педагогической мысли. Педагогика - наука о воспитании - уходит корнями в глубинные пласты человеческой цивилизации. Появилось оно вместе с 1-ыми людьми. Детей воспитывали без всякой педагогики, даже не подозревая о ее существовании. Наука педагогика появилась позже геометрии, астрономии, как потребность общества. Обнаружилось, что общество прогрессирует - быстро или медленно, в зависимости от того, как в нем появляется воспитание. Появилась потребность в: - обобщении знаний о воспитании, - в создании специальных учебных воспитательных учреждений. В Китае, Индии, Египте, Греции - развитие философии (науки о природе, человеке, обществе) - 1-ые педагогические обобщения. В Европе - древнегреческие философы Демокрит (460 - 370 г. до н.э.), Сократ (469 - 399 г. до н.э.), Платон (427 - 347 г. до н.э.), Аристотель (384 - 322 г. до н.э.) - о формировании личности (хорошими людьми становятся больше от упражнения, чем от природы). Марк Квинтиман - "Образование оратора" - основная книга по педагогике, с сочинениями Цицерона, его изучали во всех риторических школах. Во все времена существовала духовная педагогика - о духовном и физическом развитии людей, нравственном и трудовом воспитании. В древней Греции совершеннолетним считался тот, кто посадил и вырастил маслиновое дерево - маслиновые рощи. В период средневековья - господство церкви - все воспитание в религиозное русло. Образование потеряло прогрессивность античных времен. Догматическое обучение существовало 2 века. Философы этого времени Тертуман (160 - 222), Августин (354 - 430), Аквипат (1225 - 1274) - создали обширные педагогические трактаты, но педагогическая наука далеко вперед не ушла. Эпоха Возрождения - педагоги гуманисты. В XVII в. педагогика выделилась в самостоятельную науку - с именем Я. А. Каменского (1592 - 1670) - "Великая дидактика" - 1654 г. (см. методичку, табл.). Джон Локк (1632 - 1704) - теорию воспитания - "Мысли о воспитании" - взгляды на воспитание джентльмена - человека уверенного в себе, широкое образование, деловые качества, изящество манер, твердость правовых убеждений. Непримиримую борьбу с догматизмом, схоластикой в педагогике вели французские материалисты и просветители XVIII в. Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах и особенно Ж.Ж. Руссо (см. методичку, табл.). Иоганн Фридрих Герберт (1776 - 1841) - крупная противоречивая фигура в истории педагогики - по дидактике (четырехзвенная модель урока, понятивно - воспитывающее обучение, система развивающих упражнений), но и теоретическая база для дискриминационного ограничения в образовании широких масс трудящихся. Мировую славу русской педагогики принесли Белинский, Герцен, Чернышевский, Добролюбов, Толстой, но особенно К.Д. Ушинский "О камеральном образовании" 1848 г. В 1855г. Ушинского назначают инспектором классов. В жизни каждого крупного ученого непременно найдется счастливая случайность. Была она и в судьбе Ушинского. Однажды он обратил внимание на 2-а больших шкафа, - уже 20 лет они стояли опечатанные. Ушинский попросил сторожа открыть их. Перед ним было целое сокровище - полное собрание педагогической литературы, наследство бывшего инспектора института, ученика Пестелоцци - Е. ............ |