Содержание
Введение
1. Психолого-педагогические условия формирования социальной мобильности учащихся младших классов
1.1 Психологические особенности младших школьников
1.2 Познавательная активность личности как предпосылка успешной учебной деятельности
1.3 Влияние учителя младших классов на формирование социальной мобильности школьников
1.4 Социальная мобильность как предпосылка адаптации к школе и успешности обучения
2. Экспериментальное изучение формирования социальной мобильности у младших школьников
2.1 Описание групп испытуемых и методов исследования
2.2 Результаты экспериментального исследования и анализ полученных данных
Заключение
Литература
Приложения
Протоколы исследования
Введение
В современной российской действительности происходят перемены глобального значения, сочетающие в себе динамизм и противоречивость. Развитие социальной активности, мобильности учащихся, является гарантом успешной адаптации личности в главных сферах деятельности человека и общества.
В связи с этим одной из наиболее актуальных проблем современного образования является проблема организации такого учебно-воспитательного процесса, в котором бы успешно решались следующие задачи: определение условий, содержания и методов работы педагогов по активизации творческого потенциала учащихся; развитие познавательной активности личности в учебной деятельности, удовлетворяющей познавательные интересы учащихся, способствующие становлению их мобильности.
К проблеме мобильности личности прежде всего обращались философы и социологи – П. Сорокин, Б. Барбер, Гидденс Э., И.В. Василенко; в психологии личности глубоко изучалась проблема позиции личности – Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.Д. Глоточкин, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, была разработана диспозиционная теория – В.А. Ядов.
В педагогике воспитательную мобильность изучал Н.М. Таланчук; мобильность в обучении упоминается в работах Г.И. Щукиной.
Учитывая возрастные особенности младших школьников, нельзя недооценивать роль учителя в формировании мобильности в обучении. Здесь для нас важны идеи гуманистической педагогики Ш.А. Амонашвили, концепция учебной творческой деятельности – И.Я. Лернер, П.И. Пидкасистый, концепция творчества и природы познавательных процессов – Н.А. Бернштейн, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Т.И. Шамова.
Достаточно полно изучена проблема взаимосвязи семьи и образовательных учреждений (детский сад, школа) как институтов, корректирующих природный фон развития ребенка (материнскую культуру) – Л.П. Буева, М.И. Буянов, Г.И. Гак, Н.Ф. Голованова, В.И. Гуров, В.С. Ильин, И.С. Кон, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов, С.В. Маланов, Н.Г. Морозова, В.В. Сохранов, С.А. Шурыгина, М.А. Яцкая.
Однако целенаправленно проблема формирования мобильности младших школьников изучалась недостаточно.
Актуальность нашего исследования обусловлена важностью проблемы формирования мобильной личности на учебных занятиях в начальных классах, определением педагогических условий формирования мобильности младшего школьника, недостаточной разработкой проблемы взаимосвязи и взаимодействия между семьей, детским садом и школой в формировании мобильности учащихся, отсутствием исследований в педагогике, рассматривающих процесс формирования и развития мобильности младших школьников в разных формах обучения.
Ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте является учебная. ............