Часть полного текста документа:Патрокл и Ахилл А.Л. Баркова Мы начнем наш анализ с "Илиады" Гомера, поскольку сопоставление Ахилла и Патрокла как главного и "младшего" героев давно признано учеными [Гринцер П.А. Указ. соч. С. 31-233]. Сюжет поэмы целиком строится на триаде обозначенных мотивов. Это ссора Ахилла с Агамемноном, служащая завязкой, гибель Патрокла как кульминационный перелом в сюжете, бой Ахилла с войском троянцев и Гектором как решающая победа. Рассмотрим эти мотивы детально. Мы начнем не с Патрокла, а с Ахилла, поскольку для более глубокого понимания отличительных признаков главного и "младшего" героя надо определить доминирующие черты обоих. Ахилл - герой сверхъестественного происхождения по обеим линиям: его мать - морская богиня Фетида, а отец Пелей - герой-полубог (его отец Эак - сын Зевса и речной нимфы). Хотя Гомер и отрицает неуязвимость Ахилла (XXI, 568), герою присущ ряд сверхчеловеческих качеств - исключительная храбрость и дерзость (I, 286-290), "за предел выходящая гордость" (X, 629), его копье не в силах поднять никто (XVI, 140-144), он на кораблях взял двенадцать городов, а с суши - одиннадцать (IX, 315-334). Поэтому ссора Ахилла с Агамемноном - это не просто конфликт между эпическим государем и лучшим из героев, это конфликт предводителя людей с нечеловеком; данная деталь будет существенна для нас в дальнейшем. Об иномирных чертах Ахилла говорит и характер его дружины. В работе Н.В. Брагинской "Кто такие мирмидонцы?" показано, что за этим образом не стоит какой-либо исторический или хотя бы псевдоисторический народ, что "перед нами демоны смерти, транскрибированные эпическим сознанием в воинственных мирмидонцев, в то время как "сказочное" сознание создало муравьев-мирмеков" [Брагинская. С. 248]. Исследовательница доказывает, что соотнесение мирмидонцев с муравьями - вторично, хотя оно не противоречит изначальному представлению о мирмидонцах как о хаотичном нерасчлененном множестве, вызывающем ужас (все эти значения присутствуют в словах, однокоренных или этимологически родственных слову "мирмидонцы" [Брагинская. С. 243-247]); мы можем добавить, что сам корень этого слова - это индоевропейский корень *Mr/*Nr со значением "смерть, преисподняя, черный цвет" ([Иванов, Топоров.1974. С. 179]. Здесь же мы выскажем предположение, что тот же корень присутствует и в слове "Муромец", и это прозвище Ильи является отсылкой не к географической, а к мифологической "родине". Об иномирных чертах в облике Ильи Муромца нам уже доводилось писать: [ Баркова А.Л. Мифология.1998. С. 37-39]). На историзированном уровне мирмидонцы - это изгнанники, пришлое население Фтии (название этой области также не является географическим, а соотносится с миром мертвых) [Брагинская. С. 231-240, 243, 251]. Всё это делает Ахилла (единственного из ахейских вождей!) предводителем дружины не вполне людей - недаром Гомер указывает, что в войско Ахилла входили мирмидонцы, эллины и ахейцы (II, 682-684) (эллины здесь - топонимическое название, ахейцы - общее [Брагинская. С. 235]). А поскольку существует мнение, что "множественная свита друзей... во всей множественности остается одновременно единичной, восходя по семантике к тотемистическому мышлению" [Фрейденберг.1935. С. 386], то мирмидонская дружина становится дополнительной характеристикой Ахилла как не просто сына богини и смертного, но как исключительного героя, имеющего сильные связи с иным миром и тем противопоставленного всем остальным ахейцам, пусть и тоже божественных кровей. Удаление Ахилла от битвы добровольно. ............ |