Часть полного текста документа:Патриархи в освящении науки и сакральной истории Три основоположника иудаизма - это Авраам, его сын Ицхак и сын Ицхака Яаков. Бог является Аврааму и приказывает: "Уйди из страны твоей, от родни твоей и от родного дома отца твоего в страну, которую Я укажу тебе. И Я сделаю тебя народом великим..." Тора нигде не объясняет, почему Бог избрал для этой миссии Авраама. Но еврейская традиция объясняет это тем, что Авраам был первым монотеистом со времен Наоха. Еврейская легенда учит, что отец Авраама Тенах содержал лавку по продаже идолов. Однажды, когда отец уехал и Авраама оставили в лавке, он молотом разбил всех истуканов, кроме самого большого, а затем вложил молот в руку уцелевшего истукана. На вопрос рассерженного отца Авраам ответил, что большой идол рассердился на других идолов и разбил их. "Ты же знаешь, что эти идолы не могут двигаться," - закричал отец. "Если они не могут защитить себя, - ответил Авраам, - значит, мы ваше их. Почему мы тогда должны им поклоняться?". Бог ясно дал понять, что ожидает от Авраама и его потомков великих дел: "Авраам ведь должен стать народом великим и могучим, и им благословятся все народы земли. Ибо Я избрал его, чтобы он заповедал сынам своим и народу своему после себя соблюдать путь Господень, творя добро и правосудие". Авраам был первым, к кому был обращен знаменитый призыв ("лэх-лэха!" - "пойди!" - типичный для библейского стиля плеоназм, усиление благодаря повторению основы), стал Авраам, в то время ему было уже 75 лет. Обещана была ему и его потомкам земля Ханаан - Земля Обетованная. "И пошел Авраам, как сказал ему Господь..." Как явствует из текста, всякая объективная мотивация действий Авраама отсутствует. Это еще раз подчеркивает, что он двинулся в путь целиком доверившись Богу. За этим, казалось бы, простым поступком Авраама - необычайное мужество, необходимое человеку, чтобы полностью изменить свою жизнь. Отныне история Авраама - история его встреч с Богом, история Откровения. Текст называет Авраама "другом Божьим", и это неслыханное прежде в языческом мире, определение, отражает совершенно новый уровень взаимоотношений человека и божества. Единый Бог становиться для Авраама живым и близким, и одним из самых поразительных открытий Танаха была эта дружеская доверительность между человеком и Богом (впоследствии и о Моисее будет сказано: "И говорил Господь с Моисеем Лицом к лицу, как бы говорил кто с другом своим..." В свое время эта особая интимность иудейской религии побудила великого французского мыслителя Б.Паскаля предпочесть "Бога Авраама, Ицхака и Яакова" богу философов и ученых. Господь еще раз, в новом явлении, подтверждает обетование Аврааму, обещая ему бесчисленное потомство. Но бездетной остается жена Авраама Сара, страдая от невозможности родить наследника (эта история будет повторяться трижды с каждым из патриархов, согласно эпическому принципу троичности; быть может, в этом заключен особый глубокий смысл: наследником должен стать самый возлюбленный сын, рожденный от любимой женщины). В связи с ожиданием наследника разыгрывается весьма напряженная психологически драма троих - Авраама, Сарры и Агари. Сара сама приводит свою служанку - египтянку Агарь к ложу Авраама, чтобы ребенок, рожденный ею, стал и ее, Сары ребенком. ............ |