1. Понятие спроса и предложения. Закон спроса и предложения
Изучение основ анализа спроса и предложения начинается с введении понятий спроса и предложения как основных категорий рыночного механизма.
Спрос. Спрос на какой-либо товар характеризует готовность потребителя купить то или иное количество этого товара по определенной цене в некотором интервале времени. Поскольку при различных значениях цены потребители желают купить разное количество товара, спрос выражается в виде шкалы распределения цен и объемов товара, где обязательными элементами являются: значения цены, соответствующие объемы продаж товара и интервал времени (день, неделя и т.д.).
Объемом спроса (величиной спроса) на какой-либо товар называют количество этого товара, которое потребители согласны купить по определенной цене за некоторый период времени.
Зависимость объема спроса от определяющих его факторов называют функцией спроса. В общем виде функция спроса может быть представлена следующим образом:
Qi D = Qi D (T;Р1, …, Рк; I;…), (1.1)
где QiD - объем спроса на 1-ый товар (i=1,2,...,n); Т - вкусы и предпочтения; P1…Pk - цены всех товаров, включая i-ый; I - денежный доход.
Если все факторы, определяющие объем спроса, кроме цены интересующего нас товара (Pi), считать неизменными, то от функции (1.1) можно перейти к функции спроса от цены, характеризующей зависимость спроса на i-ый товар лишь от его собственной цены:
Qi D = Qi D (Рi) (1.2)
Функция спроса от цены может быть представлена одним из трех способов: табличным, аналитическим, графическим.
Графическое отображение функции спроса от цены называется кривой спроса (D). Кривая спроса показывает, какое количество товара потребители готовы приобрести по каждой цене. График строится следующим образом: на оси абсцисс указывают объем спроса (QD), а на оси ординат - цену товара (Р).
Необходимо различать изменение объема спроса и изменение функции спроса.
Изменение объема спроса имеет место при изменении цены товара и неизменном характере зависимости объема спроса от цены — движение вдоль кривой спроса. Например, как видно из рис. 1.1, при снижении цены p1 до p2 объем спроса увеличивается с q1 до q2.
Если же в силу изменения доходов или вкусов покупателей установится новая зависимость между ценой и объемом спроса, т.е. изменится функция спроса от цены (1.2), то произойдет сдвиг кривой спроса от D1 до D2, так что при цене p1 объем спроса возрастет с q1до q3, а при цене р2 — с q2 до q4. В этом случае говорят, что увеличился сам спрос. Очевидно, что при снижении спроса, скажем, в результате сокращения доходов новая кривая спроса пройдет левее и ниже D1.
Обратную зависимость между ценой и объемом спроса (при снижении цены объем спроса растет, и наоборот) называют законом спроса.
Изменение цены какого-либо товара влияет на объем спроса через эффект дохода и эффект замены.
Рис. 1 1 Сдвиг кривой спроса
Эффект дохода возникает, поскольку изменение цены данного товара увеличивает (при снижении цены) или уменьшает (при увеличении цены) реальный доход, или покупательную способность, потребителя. Например, при снижении цены на мясо потребитель может покупать то же количество мяса, как и прежде, а на оставшуюся часть дохода приобрести еще и другие товары.
Эффект замены проявляется в результате относительного изменения цен. ............