Часть полного текста документа:Оценка качества воздуха нефтегазодобывающих районов Антонович В.В., Белан Б.Д., Вавер В.И., Ковалевский В.К., Рассказчикова Т.М. Интенсивное развитие нефтедобывающей отрасли на севере Западной Сибири привело к резкому обострению экологической обстановки в этом регионе. Причина заключается в полном пренебрежении к природоохранным мероприятиям в период освоения месторождений, а в последующем и неправильной оценке основных источников загрязнения. В 1991 году ИОА СО РАН было проведено комплексное исследование территории г.Нижневартовска и прилегающих к нему месторождений с помощью самолета-лаборатории АН-30 "Оптик-Э" и мобильной передвижной станции. Измерения выполнялись в теплый и холодный периоды. Цель экспедиции заключалась: - в определении качественного и количественного состава загрязнений; - анализе пространственной и временной динамики загрязнений вне и внутри города; - выявление приоритетных загрязнителей; - установление причин и источников загрязнений. Мобильная экологическая станция, собранная на базе автомобиля ГАЗ-66 , была укомплектована следующими средствами оперативного контроля [1]: - метеокомплекс; - газоанализаторы ХГ-02 и ГИАМ-15 (озон, оксиды углерода); -газоанализатор РГА-11 ( пары ртути); - ИРФ (гамма-фон); - малогабаритный полевой хроматограф ХПМ-4; - фотоэлектрический счетчик АЗ-5; - фотоэлектрический нефелометр ФАН. Самолет-лаборатория АН-30 "Оптик-Э" кроме перечисленных выше комплексов имел в своем составе лидар " Макрель-2" [2]. Таким образом, измерительные комплексы самолета-лаборатории и мобильной станции были почти идентичны. Они позволяли измерять 17 газовых компонентов воздуха и около 40 элементов и ионов в составе взвешенных веществ. Параллельно контролировать метеовеличины и гамма-фон местности. Для определения концентрации загрязнений в приземном слое воздуха на территории города и за его пределами было намечено 33 точки, в которых проводились измерения. Эти пункты достаточно равномерно были распределены по площади города и располагались на перекрестках основных автомагистралей, внутри микрорайонов и в промышленных зонах. Самолет-лаборатория работал с наземным комплексом по методикам, подробно изложенным в [3]. Полученные данные позволили построить карты распределения всех измеряемых компонентов воздуха не только у поверхности земли, но и по высотам, что дало возможность глубже понять механизм протекающих процессов. Прежде чем приступить к анализу полученных данных, необходимо сделать следующие методические замечания. Поскольку нашей задачей являлось проведение обследования экологической обстановки в городе, то при выборе пунктов измерений основное внимание было уделено местам, которые вызывали повышенную озабоченность природоохранных органов города. Следовательно, приводимые в статье данные измерений в отдельных пунктах и их средние значения характеризуют места повышенной антропогенной нагрузки и их следует рассматривать как разовые, не пытаясь распространить на весь город в целом. Отметим также, что измерения проводились в течение одной экспедиции в августе 1991 года, поэтому результаты имеют оценочный характер по отношению ко всему летнему периоду, не говоря уже о средних данных ряда лет. Вначале остановимся на наиболее общих характеристиках загрязнений воздуха. ............ |