Часть полного текста документа: Реферат по предмету "Новая история" на тему: Отношения Церкви и государства в большевистский период. _______________________ Преподаватель _______________________ Санкт-Петербург 1999 г. План. Введение. 1. Краткий обзор отношений Русской Православной Церкви (РПЦ) и русского государства. 2. Особенности исторического периода. Основная часть. 3. Краткая биографическая справка наиболее видных церковных деятелей рассматриваемого периода. - Патриарх Тихон - Митрополит Сергий (Страгородский) - Введенский Александр Иванович 4. Период политики государства, направленной на уничтожение РПЦ путем открытого террора (1917 - 1941 гг.) 4.1. Физическое уничтожение безоружных священнослужителей и верующих. 4.2. Кампания вскрытия мощей - особенности борьбы государства с РПЦ. 4.3. Кампания изъятия церковных ценностей "для помощи голодающим Поволжья". 4.4. Церковный раскол как средство борьбы государства с церковью. 5. Декларация 1927 г. и последующие годы. 6. Война - общее бедствие. Послевоенное возрождение. 7. Возобновление гонений на РПЦ (1958 - 1970 гг.) 8. Заключительный период большевизма в России (1970 - 1985 гг.) Заключение. 9. РПЦ сегодня. Государство и РПЦ. Введение 1. Вся история русского народа является переплетением взаимоотношений Русской Православной Церкви (РПЦ) и русского государства. Поэтому многие современные историки считают, что истоки проблем, возникшие во взаимоотношениях Русской Православной Церкви (РПЦ) и государством в начале ХХ века во многом были заложены в предыдущие периоды. Поэтому необходимо совершить краткий обзор отношений РПЦ и русского государства, начиная с Х века до революции 1917 года. Формально датой крещения Руси считается 988 год. Но по свидетельству историков христианство на территории Руси появилось задолго до этой даты. В этот период государство равнодушно относилось к христианству среди своих подданных. 988 г. фактически является годом признания за христианством статуса государственной религии. Благочестивые Киевские князья, беря пример со св. равноапостольного князя Владимира (в крещении Василия), строили и благоустраивали храмы, организовывали монастырскую жизнь, выделяя для этих целей часть государственных доходов, а также часть своих княжеских средств. В свою очередь православная церковь всеми силами способствовала развитию русского народа и русского государства. Православные монастыри становятся культурными центрами, церковь способствует развитию общерусского мышления. Это был первый (домонгольский) период развития РПЦ. Второй период - монгольский (XIII - XV века) можно характеризовать раздроблением единого государства на мелкие княжества и подпадения их под влияние более сильных государств (Золотая Орда, Литва, Польша). РПЦ в этот период всей своей деятельностью стремиться противостоять центробежным тенденциям и служить центром объединения патриотических русских сил. Она выступает силой, сохраняющей единство русской нации, сохраняя и возможность объединения раздробленных княжеств в единое государство. Третий период (автокефальный) - период самостоятельного управления РПЦ (1448 - начало XXVIII века). Церковь продолжает поддерживать усилия Московских князей по укреплению Русского государства и объединению русского народа под властью Москвы. ............ |