Часть полного текста документа:Отношение к вопросу о хозяйственной деятельности в русской социально-философской мысли середины XIX начала XX вв. Малявин С.Н. В русской социально-философской мысли вопросы хозяйственной деятельности представлены в трудах А.С.Хомякова, И.В.Киреевского, К.С.Аксакова, Н.Н.Страхова, К.П.Победоносцева, Н.И.Бердяева, С.Н.Булгакова, В.С.Соловьева, Н.Г.Чернышевского, евразийцев. Анализ показывает, что различные авторы, представители разных теоретических направлений сходились в отрицании экономизма, понятого как бизнес, соревнование, индивидуальное обогащение, конкуренция, борьба цены и спроса. У ранних славянофилов А.С.Хомякова, И.В.Киреевског, К.С.Аксакова мы не наблюдаем большого интереса к этой пробеме. Они не выделяли хозяйственную деятельность как специфическую и значимую из всей совокупности общественных отношений. Хозяйственная деятельность в их теориях определяется терминами традиции, естественности, общинности. Вплотную к ним по взглядам примыкали Н.Н.Страхов и К.П.Победоносцев. Значительно больший интерес к хозяйственной деятельности обнаружили Н.И.Бердяев, С.Н.Булгаков, В.С.Соловьев. Принесет ли счастье человеку его хозяйственная деятельность, насколько сопоставимы затраты на хозяйственную деятельность с теми результатами, которые она дает, в чем заключается разумность хозяйства, какова его цель? - такие вопросы ставили перед собой данные авторами. По мнению Бердяева, хозяйство есть "творческий акт", в котором человек выступает продолжателем творения Бога. В этом процессе он опирается на собственные силы, использует доступные ему средства и освобождаент себя от природной завистимости. Бердяев относил хозяйство к сфере человечекого духа, для него узкоэкономичесекое рассмотрение хозяйства и экономики недопустимо Несколько иначе рассматривал хозяйство С.Н.Булгаков. В его теории хозяйство представлено как реализация замыслов Бога. Хозяйство разумно и софийно. Человек хозяйствует не потому, что должен выжить, - как биологическое существо он уже имеет свою природную нишу и пропитание, человек хозяйствует по великому предназначению. Свести хозяйство к экономике, считал Булгаков, означало бы опуститься до животной необходимости в пище и тепле. Именно таковым является экономический материализм, который переносит акцент хозяйственной деятельности на периферию, в повседневности, в отношения между индивидами. По Булгакову, политическая экономия, как наука, изучающая общественные закономерности, случайна и преходяща. Она отражает динамику процессов, а не сущностное предназначение хозяйства. В.С.Соловьев рассматривал хозяйственную деятельность как вспомогательную. По его мнению, цель человека заключается в достижении абсолютной нравственности и добра. Хозяйство может помочь человеку в этом деле, если сконцентрирует свои силы на том, чтобы обеспечить ему "достойное существование". Большинству людей необходимо достойное существование, хотя для реализации добра и нравственности в нем нет первостепенной необходимости. Подтверждением тому служат многочисленные примеры духовного подвижничества. Обращает на себя внимание утверждение Соловьева об ограниченности экономики как науки в деле развития хозяйства. ............ |