Часть полного текста документа:Санкт-Петербургский Государственный Морской Технический Университет кафедра философии РЕФЕРАТ Отношение к науке русских философов конца XIX - начала XX века. Выполнил: магистрант группы 1216 Борисова Е.В. Руководитель: д.ф.н., проф. Солдатов А.В. Санкт-Петербург 1999 Оглавление ОГЛАВЛЕНИЕ 2 ВВЕДЕНИЕ 3 НАУКА КАК ОТВЛЕЧЕННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЖИЗНИ. 5 НАУКА КАК АЛЬТЕРНАТИВА РЕЛИГИОЗНОЙ ДУХОВНОСТИ. 7 РЕЛИГИЯ И НАУКА. ПРЕОДОЛЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЙ. 10 НАУКА КАК ОСНОВА СОТВОРЕНИЯ МИРА. 15 СВОБОДНАЯ ТЕОСОФИЯ ИЛИ СИНТЕЗ ФИЛОСОФИИ, БОГОСЛОВИЯ И ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ НАУКИ. 20 ВЫСШИЙ СИНТЕЗ КАК СИСТЕМА МИРОВОЗЗРЕНИЯ. 24 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26 ЛИТЕРАТУРА 28 Введение На протяжении всего периода существования православной церкви в России существовали и параллельно развивались две богословские ориентации - мистического аскетизма и православной схоластики. Первая обращается к наследию отцов церкви и византийского аскетизма. Ее функции не выходят за пределы богослужебных проблем и решительно противостоят "светскому" знанию ради простоты души. Другая - стремится освоить достижения предшествующей культуры, "освятить" с христианских позиций социальные и государственные институты, соединить православие с рациональным знанием вообще и с философией в частности. Византийский аскетизм развертывает трактовку "философия внешних наук", то есть наука является внешним и мирским знанием. Православные схоласты, не приемля подобную интерпретацию и науки и философии, пытаются построить свое видение мира. Противоборство науки и религии основано на якобы "обезбоживании", расколдовывании мира. Попытка науки объяснить при помощи своих средств причины и явления, была расценена как отрыв от теологии, от постулатов веры, на которых несомненно должно базироваться знание. Теология сама нуждалась в развертывании логических аргументов, форм доказательства, способов обоснования. Вместе со становлением православия как официальной религии философия науки развивалась в рамках комплекса наук. Христианская церковь дала право на существование таких научны дисциплин как филология, риторика, герменевтика. Они были признаны официальными и преподавались во всех учебных заведениях. Без них невозможно ни существование самой христианской теологии, ни передача ее последующим поколениям. Богословские науки формировали ядро знания, все остальное считалось вторичным и производным. В начале двадцатого века в русской культуре было особенно заметно противопоставление мистической традиции и традиции социального христианства. Последняя была отвергнута официальной церковью, считавшей, что доказывать догматы веры и пользоваться при этом рационально-логическими аргументами для членов церкви, признающих ее божественный авторитет излишне. В общественном сознании России утвердилась мысль, что наука, рациональное знание, логика суть мирские явления и они должны развиваться вне религиозной мысли. В своей работе автор не пытается разделить русских философов на два враждующих лагеря. Основная задача реферата - попытка объяснить их мировоззрение с точки зрения отношения к науке. Каждая отдельная глава этой работы посвящена одному из философов. - Наука как отвлеченное исследование жизни (Л.Н. ............ |