Д.М. Рогозин
Рогозин Дмитрий Михайлович — аспирант сектора социологии знания Института социологии РАН.
Статья написана по результатам исследования, проведенного Фондом "Общественное мнение" весной 2001 г. Автор выражает признательность М.В. Рассохиной и И.Ю. Быкову за участие в проекте, а также Г.С. Батыгину, А.А. Ослону и Е.С. Петренко за обсуждение предварительных результатов исследования.
– Скажите, сделайте милость: есть ли у вас, по крайней мере, чин, имя и отчество?
– Как же? Меня зовут Цвеерлей Джон Луи.
– Чин ваш, сударь?
– Иностранец.
И Севастьяныч написал на гербовом листе крупными буквами: "В Ряженский земский суд от иностранного недоросля из дворян Савелия Жалуева..."
В.Ф. Одоевский. Пестрые сказки.
Постановка задачи
Разработка и внедрение инструмента для проведения массовых опросов сопровождались рядом методических трудностей, одной из которых стала необходимость выбора между открытой и закрытой формой вопроса. П. Лазарсфельд, подводя итоги дискуссии конца 30-х годов ХХ века, сформулировал особенности открытых вопросов следующим образом [46]:
открытые вопросы позволяют получить дополнительную информацию о респонденте;
для того чтобы выяснить, согласен или несогласен респондент с каким-либо положением, лучше задавать закрытые вопросы; однако о причинах выбора того или иного варианта можно узнать только с помощью открытого вопроса;
открытые вопросы более уместны, если респондент не сформировал собственное мнение, поскольку подсказки могут увести его к позиции, с которой он не согласен;
в отличие от закрытых открытые вопросы требуют большей мотивации для ответа;
открытые вопросы необходимы для тестирования вариантов ответов, перечисленных в закрытых;
если проводить такое тестирование, то различие в распределении ответов на открытые и закрытые вопросы уменьшится и может быть легко проинтерпретировано;
как закрытые, так и открытые вопросы дают релевантные результаты, однако открытые требуют больших затрат на обработку, поэтому в массовых исследованиях, при прочих равных условиях, целесообразно задавать закрытые вопросы.
Впоследствии перечисленные выше утверждения лишь обрастали дополнительными комментариями. Попытки проблематизировать целесообразность применения той или иной формы вопроса изредка возникали [16, 25, 26, 57, 62], но, как правило, не вызывали оживленной дискуссии. Утверждения о достоинствах и недостатках вопросов того и другого типа прочно закрепились в учебных и научных монографиях, посвященных методике опросов [1, 15, 22, 24, 45, 56, 62, 64, 68]. Нет лучшего показателя исчерпанности темы, чем включение ее в учебники. Обсуждение открытых вопросов, как правило, строится на их сравнении с закрытыми и перечислении возможных достоинств и недостатков (табл. 1).
Таблица 1
Основные свойства открытых и закрытых вопросов1
Открытые вопросы Закрытые вопросы
(а) позволяют респондентам выражать мысли своими словами
(б) не предлагают готовых ответов, что позволяет определить:
степень знакомства респондентов с обсуждаемой темой,
наиболее важные для них темы,
степень переживаний
(в) не подвержены эффектам формулировки вопроса, в том числе порядку расположения подсказок
(г) выявляют причины ответа и общие рамки представлений индивида
(д) позволяют тестировать как варианты ответов на закрытые вопросы, так и неразработанные гипотезы
(е) помогают интерпретировать нестандартные ответы на закрытые вопросы
(ж) требуют больших материальных и временных ресурсов на кодирование и интерпретацию данных
(а) предполагают ответы в заданном формате, которые легко объединяются и анализируются
(б) приводят к незначительным разбросам ответов
(в) не требуют дополнительных усилий для формулирования ответа и вспоминания нужной информации, поэтому проще воспринимаются респондентами
(г) могут вызвать затруднения у респондента, особенно если вопрос составлен в непривычной для него форме. ............