Часть полного текста документа: От сигнала к образу Содержание 1. Введение.............................................................................3 2. Гносеология.........................................................................4 3. Зарождение гносеологической проблематики в античной философии..............................................................6 4. Новое время: эмпиризм или рационализм?................................11 5. Проблемы познания в немецкой классической философии............13 6. Гносеологическая проблематика в русской философии.................17 7. Диалектико-материалистическая гносеология..............................20 8. Гносеологические проблемы в западной философии: современные подходы..............................................21 9. Заключение........................................................................26 10. Литература.......................................................................27 1. Введение. Человек всегда стремился сделать для себя понятным тот мир, в котором он живет. Это необходимо для того, чтобы чувствовать себя безопасно и комфортно в собственной среде обитания, уметь предвидеть наступление разных событий с той целью, чтобы использовать благоприятные из них и избегать неблагоприятные (либо сводить негативные последствия к минимуму). Проблемы многообразной целостности всего универсума в его существовании или проблема бытия, а также проблема познания этого бытия - все, что угодно, только не философская выдумка. Ведь всякий человек, любое поколение людей в каждом из действий и процессов мысли - независимо от того, создают ли они, преобразуют мир зримых глазу предметов, процессов или имеют дело с отношениями людей, с предметами научной мысли или с образами искусства, созданными воображением, - прежде всего, должны знать или узнать существует ли уже и как именно существует, наличествуют, даны те "объекты", на которые направлены или будут направлены их действия и мысли. На протяжении веков, от древнегреческих мыслителей до современных философов, ставились вопросы: "Существуют ли окружающих нас предметы? Если да, то, каким образом осуществляется процесс познания, т. е. как объекты познания преобразуются в образы, и что в них объективно, а что субъективно? Если нет, то откуда они (образы) возникают и какова их суть". Эти вопросы решает теория познания (гносеология, от греч. gnosis - познание), основные положения которой рассматриваются в разделе 2. Рассмотрение проблем теории познания, как и любых философских вопросов, можно осуществлять несколькими способами. Так можно отдельно восстанавливать философские концепции, ставить и решать в рамках этих концепций определенные вопросы. Однако последовательное рассмотрение философских проблем позволяет корректно восстанавливать процесс возникновения самих этих концепций и при этом прослеживать изменение и связи позиций различных философов. В данной работе применен "исторический" способ изложения. 2. Гносеология. Гносеология или теория познания - это раздел философии, в котором изучаются природа познания и его возможности, процесс превращения объектов, воздействующих на нас в образы, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности познания. ............ |