Часть полного текста документа:Осуществление Москвой столичных функций В.Я.Беккер, В.В.Карелина, Л.Я.Ткаченко, Г.С.Юсин "Столицей Российской Федерации является город Москва. Статус столицы устанавливается федеральным законом" (из Конституции РФ). Что подразумевается под статусом столицы? Как определяются, устанавливаются и материализуются столичные функции? Чем измеряется или оценивается степень их выполнения? Как методами градостроительного планирования городские власти и разработчики Генплана могут способствовать осуществлению Москвой столичных функций? Вопросы, связанные со "столичностью" города, в течение многих лет являются предметом дискуссий ученых, практиков, чиновников и законодателей. Разработчики нового Генплана должны были не просто ответить на них в соответствии с федеральным Законом "О статусе столицы Российской Федерации", но и согласовать Генплан с Правительством России в части осуществления Москвой столичных функций. Законодательное разграничение полномочий особенно важно сейчас, когда бюджеты Федерации и ее субъектов разделились. Москва как столица является местом нахождения федеральных органов государственной власти, представительств республик в составе Российской Федерации, автономных округов, краев, областей, а также дипломатических представительств иностранных государств. Федеральные и московские органы власти своими законами, договором о разграничении полномочий и Уставом города Москвы установили полномочия и обязанности, в соответствии с которыми органы власти города: представляют федеральным органам власти и представительствам земельные участки, здания, строения, сооружения и помещения, жилищный фонд, жилищно-коммунальные, транспортные и иные услуги; обеспечивают необходимые условия для проведения общегосударственных и международных мероприятий; участвуют в содержании и развитии систем связей, федеральных транспортных систем на территории города. В свою очередь, федеральные органы власти компенсируют Москве ее расходы на выполнение столичных функций из федерального бюджета (за счет "субвенций") и путем платежей в оплату услуг на договорной основе. В состав субвенций включаются также потери бюджета Москвы вследствие федеральных решений о предоставлении льгот пользователям имущества и потребителям услуг (бесплатный проезд, льготная оплата жилья и прочее).После распада Советского Союза федеральные органы власти стали правопреемниками подавляющего числа зданий и сооружений, принадлежавших ранее союзным ведомствам, а также унаследовали объекты жилого, рекреационного, культурно-бытового и транспортного назначения. Однако вся забота о содержании, поддержании в рабочем состоянии и развитии всех обеспечивающих систем жизнедеятельности (инженерной, транспортной и социальной инфраструктур) легла на плечи городских органов власти. Несмотря на трудности переходного периода, город продолжал строить новые объекты и реконструировать существующие, находить резервы не только для поддержания, но и развития объектов и комплексов, привлекающих в Москву новых туристов и специалистов. За последнее десятилетие Москва преобразилась. Возрос экономический потенциал города, качественно изменился жилой фонд, потребительский рынок, новый импульс получила индустрия сервиса. ............ |