Часть полного текста документа:1.1. Введение Человеческое восприятие имеет одну очень важную особенность: человек воспринимает быстро сменяющиеся раздражения не какпоследовательность чувственных ощущений, а как обобщенный образ. Это вы можете проверить сами, проведя следующий эксперимент. Зажгите сигарету и выключите вкомнате свет. Если вы, медленно передвигая сигарету, "нарисуете" в воздухе круг, то вы увидите кругообразное движение огня; если же вы выполните то жедвижение, но стремительно, вы увидите только форму (сам круг). Это наблюдение будет еще нагляднее, если провести его перед зеркалом. Этот феномен объясняется тем фактом, что мозг постоянно старается найти различия, внести порядок в кажущийся беспорядок,дополнить недостающее и так далее. Конечно, это происходит так быстро, что мы не осознаем самого процесса. Поэтому при эксперименте с сигаретой вывоспринимаете общую фигуру "круга". Точно так же происходит и при встрече с кем-либо. Информация об облике человека поступает к нам через органы зрения,слуха, осязания и т.д. Но мы редко выделяем какой-либо один фрагмент информации, если только он не выходит за рамки привычного ("сегодня у негокакое-то вялое рукопожатие"), обычно мы воспринимаем человека "в целом", как бы мгновенно "складывая" разрозненные детали в общий образ. Мы говорим о том, чтоу нас возникает впечатление об этом человеке. Впечатление, несмотря на то что оно "одно", фактически составлено из бесконечного количества нанизанных друг надруга и слившихся в единое целое частных впечатлений. Таким образом, при взгляде на человека мы последовательно замечаем, например, телосложение, позу, мимику, жестикуляцию,однако ощущаем этот процесс восприятия как "одновременный", так как завершается он очень быстро. В тот момент, когда этот человек начинает говорить, к нашемуобразу, нашему "одному" впечатлению присоединяются также и интонация, мелодия голоса, ритм языка, сила звука, возможная диалектная окраска и многое другое.Внимательный наблюдатель может заметить и другие важные детали с "первого взгляда", например пятно на одежде, особенно чистое произношение, плоховыбритое лицо или нервную игру зажигалкой и так далее. Так как это общее впечатление составлено не из одного единственного, а из многих отдельных впечатлений, то возникает вопрос,какие из них здесь "действительно" первые. Некоторые авторы исходят из того, что в первую очередь впечатление производит телосложение, в то время как другиеотводят эту роль позе. Третьи считают, что быстрее всего на наблюдателя действует мимика (особенно глаза). Мне же кажется, что такая постановка вопросавообще бессмысленна, так как считывание информации происходит столь быстро, что мы не можем отчетливо его описать. Значит, последовательность этих отдельныхвпечатлений (по крайней мере, пока) точно неустановима. Я думаю, рассуждения на тему: замечаете ли вы телосложение человека на одну долю секунды раньше илипозже, чем его позу, могут представлять лишь чисто академический интерес. 1.2. Телосложение и поза Следующий важный для повседневной практики вопрос:что важнее для общего впечатления - телосложение человека или поза? Этупроблему оживленно обсуждают в кругу специалистов. Я лично склоняюсь к точке зрения, что для практики большее значение имеет та информация, которая быстрееизменяется (или на которую мы сами можем оказывать влияние). ............ |