Особенности Я-концепции сирот из интерната
Определение Я-концепции детей-сирот интерната с различными условиями проживания в сравнении с Я-концепцией детей проживающих в семьях, и рекомендации по итогам исследования
Традиционно в отечественной психологии проблема “Я-концепции” рассматривается как одна из значимых и достаточно изученных: в исследованиях изучаются структура самооценки, этапы и механизмы развития, обсуждаются связи самооценки с различными характеристиками личности. Когнитивный компонент общей самооценки является «образом-Я», «картиной-Я», аффективный компонент общей самооценки — самопринятием (2).
Актуальность исследования состоит в том, что важное значение в самостоятельной жизни каждого человека играет становление я-концепции в подростковом и юношеском возрасте, которая во многом определяет жизненные приоритеты и развитие личности в целом. Особое значение приобретает эта проблема у детей жителей интерната, поскольку статистика показывает, что значительный процент выпускников интерната оказывается дезадаптированным к самостоятельной жизни, наблюдается большая вероятность проявления асоциального поведения с высокой степенью агрессивности.
Объект исследования –дети – жители интерната
Предмет исследования – я-концепция детей-жителей интерната
В данном исследовании выдвинуты следующие гипотезы
1. уровень самооценки у детей-сирот характеризуется неадекватными значениями, в основном с тенденцией к заниженности, в целом сироты страдают от неуверенности в себе, имеют размытые, часто противоречивые самооценки
2. Становление я-концепции у детей-сирот, проживающих в интернате, зависит от специфических условий жизнедеятельности в детском доме, и находится в прямой связи с условиями воспитания личности ребенка.
3. Весомое значение играет психотравмирующие события его жизни, связанные с потерей семьи.
В зависимости от условий воспитания и степени принятия могут формироваться негативные черты личности подростка, которые могут вызывать трудности в дальнейшей его жизни.
Исследование проведено на базе общеобразовательной школы, Дома музыкально-художественного воспитания, и обычного интерната с обычными условиями для закрытых детских учреждений
В исследовании решены задачи
На втором этапе – изучена оценка самопринятия детей, воспитывающихся в неблагоприятной ситуации развития, роль ценностно-смысловых структур личности для развития позитивной или негативной Я-концепции (общей самооценки). При этом определена значимость некоторых факторов, укрепляющих или разрушающих самопринятие ребенка, воспитывающегося в условиях психической депривации.
Необходимо выделить еще один момент данного исследования. Речь идет о психологической травме ребенка из детского дома, связанной с утратой семьи, что сопоставимо с проблемой переживания смерти родителей, представленной в ряде психологических исследований (1). Кроме того, воспитатели учреждений закрытого типа становятся носителями негативных сценариев для своих воспитанников, подкрепляя разрушительные детские фантазии о своей жизни.
Диагностический инструментарий данного исследования представлял набор следующих методик:
На втором этапе применялся ряд следующих методик:
1.Техника репертуарных решеток (ТРР) — используется для изучения индивидуально-личностных конструктов, опосредствующих восприятие и самовосприятие при анализе личностного смысла понятий. ............