Часть полного текста документа:Особенности технократического подхода к информатизации образования в педагогическом вузе А.К. Кувакин Какой толк от теории в реальном мире? - громко спросил Гарри... - Это не реальный мир, мистер Поттер, это школа. - Значит, нас не собираются готовить к тому, что нас там ждет? -Вас там ничего не ждет, мистер Поттер... (Дж. Роулинг. Гарри Поттер и Орден Феникса) Технократический и гуманитарный варианты процесса информатизации образования В последнее время устоявшийся термин "новые информационные технологии" (НИТ) все чаще заменяется другим - "информационно-коммуникационные технологии" (ИКТ). Смена обозначения, на взгляд автора, является не просто механическим решением, а отражением общей закономерности - смены принципов оценки места информационных технологий в современном обществе. Учеными выделяются два основных теоретико-методологических подхода к информатизации общества: технократический, при котором информационные технологии считаются средством повышения продуктивности труда, а их использование ограничивается, в основном, сферами производства и управления; а также гуманитарный, при котором информационные технологии рассматриваются в качестве важной части человеческой жизни, имеющей значение не только для производства, но и для социальной сферы и управления именно ею [1. С. 11]. Причина значительного распространения технократического подхода состоит в отождествлении понятий "информатизация" и "компьютеризация". При таком подходе информатизация сводится только к созданию технической базы. Информатизацию общества в целом следует трактовать как развитие, качественное усовершенствование, радикальное усиление с помощью современных информационно-технологических средств и процессов, которые существенно повышают творческий потенциал общества в целом, личности в частности, и информационной среды, в которой эта личность существует и развивается [2. С. 7]. В основе модернизации современного образования положена смена образовательных парадигм: XX век - век узких профессионалов, XXI век - системное решение созидательных проблем (фундаментализация и интеграция посредством информационных технологий (ИТ)) с учетом мыслей К.А.Гельвеция "знание некоторых принципов легко возместит незнание некоторых фактов" и Л.Больцмана "нет ничего практичней хорошей теории". Одним из примеров необходимости модернизации образования становится использования информационных технологий в учебном процессе педагогического вуза. ИКТ вошел в учебный процесс подготовки будущих учителей еще начиная с 60-х годов прошлого века. Нелегкий путь, связанный с большими трудностями подготовки педагогов, использования вычислительной техники и телекоммуникационных технологий, привел к ситуации, которая выглядит и является достаточно оптимистичной: любой педагогический вуз имеет в своем распоряжении несколько компьютерных классов, оснащенных современной компьютерной техникой, локальными и глобальными вычислительными сетями; курсы, в основе которых положено изучение ИКТ, преподаются на всех факультетах вуза; информационные технологии внедрены во все сферы работы вуза. Однако, на взгляд автора, процесс модернизации высшей школы идет по технократическому варианту. ............ |