Часть полного текста документа:План Введение 2 Глава 1. Пространственное мышление и его формирование у младших школьников с дизартрией 1.1 Общая характеристика пространственного мышления 3 1.2 Характеристика пространственного мышления у младших школьников с дизартрией 4 Глава 2. Экспериментальные исследования пространственного мышления у младших школьников с дизартрией 2.1 Методики и результаты исследования пространственного мышления у младших школьников с дизартрией 6 Заключение 26 Литература 28 Введение. Важность изучение пространственного мышления определяется недостаточной изученностью закономерностей пространственного мышления у детей с ТНР (в частности, у детей с дизартрией). А данный вопрос очень важен, так как дети данной категории испытывают многочисленные трудности при создании пространственных образов и оперировании ими. Исследования психологической природы пространственного мышления имеет, поэтому не только теоретическое, но и большое практическое значение, так как трудно назвать хотя бы одну область деятельности человека, где бы умение ориентироваться в пространстве не играло бы существенной роли. Данное умение является необходимым условием социального бытия человека, формой отражения окружающего мира, условием успешного познания и активного преобразования действительности. Свободное оперирование пространственными образами является тем фундаментальным умением, которое объединяет разные виды учебной и трудовой деятельности. Оно рассматривается как одно из профессиональных важных качеств. В данной работе мы постараемся выяснить уровень пространственного мышления у детей младшего школьного возраста с дизартрией с помощью специально подобранных методик и определить результаты проведенного исследования - (цель). Цель Задачи: 1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме; 2. Подобрать методики по исследованию пространственного мышления у детей младшего школьного возраста с дизартрией; 3. Определить уровень развития пространственного мышления у детей данной категории; 4. Сформулировать выводы по результатам диагностики. Предметом исследования является изучение особенностей пространственного мышления у детей младшего школьного возраста с дизартрией. Объект исследования - дети данной категории. Глава 1. 1.1 Общая характеристика пространственного мышления; Одной из основных задач специальной психологии является изучение закономерностей интеллектуально развития учащихся с ТНР (в частности, с дизартрией). Важной стороной этого развития является пространственное мышление, обеспечивающее ориентацию в пространстве, эффективное усвоение знаний, овладение разнообразными видами деятельности. Пространственное мышление в своей наиболее развитой форме оперирует образами, содержанием которых является воспроизведение и преобразование пространственных свойств и отношений объектов: их формы, величины, взаимного положения частей. Под пространственными соотношениями понимаются соотношения между объектами пространства или между пространственными признаками этих объектов. Они выражаются понятиями о направлениях (вперед-назад, вверх-вниз, налево-направо), о расстояниях (близко-далеко), об их отношениях (ближе-дальше), о местоположении (в середине), о протяженности объектов пространства (высокий-низкий, длинный-короткий) и т. ............ |