ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Пензенский государственный педагогический университет
им. В.Г. Белинского
Факультет Кафедра
Естественно-географический Анатомии, физиологии и
гигиены человека
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
"ОСОБЕННОСТИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ РАЗНЫМИ ВИДАМИ СПОРТА"
Пенза, 2006 г.
Содержание
Введение
1. Обзор литературы
1.1 Значение физических упражнений для здоровья человека
1.2 Особенности нервной системы детей школьного возраста
1.3 Изменения свойств нервной системы у детей и подростков под влиянием различных факторов
1.4 Влияние свойств нервной системы на двигательные способности человека
1.5 Психофизиологические особенности подростков
1.6 Влияние физических нагрузок и спорта на психофизиологическое состояние подростков
1.7 Развитие больших полушарий в различные возрастные периоды
2. Организация и методы исследования
3. Результаты исследований
Выводы
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Вопрос о воздействии физических упражнений на здоровье человека интересовал врачей и ученых с самых древних времен. В настояшее время, когда здоровье человека стоит на первом месте основных ценностей, один из способов профилактики различных заболеваний – занятия физкультурой. Активная мышечная деятельность оказывает благоприятное влияние на функционирование различных физиологических систем организма (А.М. Шлемин, 1988; Т.В. Козлова, Т.А. Рябухина, 1989).
Физические упражнения положительно сказываются на умственной работоспособности и состоянии вегетативной сферы организма, деятельности внутренних органов (Г.Л. Апанасенко, Л.А, Попова, 2000). Благотворно воздействие физических упражнений на нервную систему. Много лет назад выдающийся русский учёный И.М. Сеченов, открывший основные закономерности физиологических функций человеческого организма, отмечал в своей известной работе "Рефлексы головного мозга", что всё бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению - мышечному движению. И действительно, прыгает ли ребёнок на одной ноге, играя в классы, стремительно ли преодолевает спортсмен сложную слаломную трассу, выполняет ли учащийся сложное математическое упражнение, или исполняет музыкальное произведение скрипач - во всех случаях конечным проявлением сложнейшей нервной деятельности становится мышечное сокращение. Наш двигательный аппарат играет решающую роль в осуществлении связи с внешней средой, и это общий физиологический закон работы скелетной мускулатуры. Двигательные реакции - это сложные условные рефлексы, возникновение и течение которых определяются законами нервной деятельности.
Наиболее важной для осуществления движения является работа нервных клеток коры головного мозга. Здесь формируются связи между разнообразными внешними и внутренними раздражителями, сигналами от исполнительных аппаратов и внутренних органов, обеспечивающих их работу.
Чёткая функциональная система нервной деятельности обеспечивает двигательный акт во всём богатстве его мышечных проявлений. Под влиянием упражнений, тренировки течение нервных процессов облегчается, осуществляется всё более высокая согласованность в мышечной работе и деятельности сердца, лёгких и других органов. ............