Часть полного текста документа: МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН АЛМАТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АБАЯ Студентка 4 курса Психолого-педагогического факультета, отделения ПМНО Мустафаева Асима Алихановна ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЛОВЕСНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ( НА МАТЕРИАЛЕ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ ) Дипломная работа Научные руководители : Сатканов О.С. - профессор, к.п.н. Айтпаева А.К. - и.о.доцента, к.п.н. АЛМАТЫ 2000 г. Оглавление Введение .............................................................................. 3 Глава I. Теоретические основы проблемы словесных методов обучения ................................................................ 6 I.1. Проблема методов обучения и их классификация в современной психолого-педагогической литературе .................................... 6 I.2. Словесные методы обучения и их использование в учебном процессе начальной школы ............ 19 Глава II. Опытно-педагогическая работа на уроках трудового обучения с использованием словесных методов в 3 классе (на примере работы бумаги с картоном) ..... 28 II.1. Уроки труда, их содержание и методы обучения ............... 28 II.2. Описание и анализ результатов опытно-педагогической работы ............................................... 48 Выводы .................................................................................. 51 Использованная литература .................................................... 53 ВВЕДЕНИЕ Актуальность. В системе образования особое место занимает начальная ступень обучения в которой закладывается фундамент будущих знаний. Переход к рыночным отношениям, который обусловил коренные изменения в обществе, требует нового подхода к воспитательным функциям общеобразовательной школы и естественно, совершенствования учебно-воспитательного процесса. Проблема методов обучения является одним из важнейших в педагогической науке и в практике школьного обучения, так как учебные методы - это главные инструменты, с помощью которых учитель вооружает учащихся основами наук, развивает у них познавательные способности обеспечивает развитие личности, формирует научное мировоззрение. От выбора и характера использования того или иного метода зависит, будет ли учебный труд для детей радостным и интересным или обременительным, выполняемым лишь "для отбытия повинности". Эти особенности методов обучения очень тонко подметил А.В. Луначарский. Он писал: "... От методов преподавания зависит, будет ли оно возбуждать в ребенке скуку, будет ли преподавание скользить по поверхности детского мозга, не оставляя на нем почти никакого следа, или наоборот, это преподавание воспринимается радостно, как часть детской игры, как часть детской жизни, сольется с психикой ребенка, станет его плотью и кровью. От метода преподавания зависит, будет ли класс смотреть на занятия как на каторгу и противопоставлять им свою детскую живость, в виде шалостей и каверз или класс этот будет спаян единством интересной работы и проникнут благородной дружбой к своему руководителю". (33.4( Усиление связи обучения с жизнью, с производительным трудом выдвигает на первый план вопрос об усилении воспитательного воздействия методов обучения, о связи, об единстве воспитательной и образовательной работы. ............ |