Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева
Институт специальной педагогики
Кафедра коррекционной педагогики
Выпускная квалификационная работа
по специализации (031900) «Специальная психология»
«Особенности использования развивающих игр, способствующих развитию воображения у старших дошкольников с ЗПР»
Красноярск 2006 г.
Оглавление
Введение
Глава I. Анализ литературных источников по проблеме исследования
1.1 Особенности развития воображения в онтогенезе
1.2 Особенности воображения старших дошкольников с задержкой психического развития
1.3 Значение игры в развитии воображения старших дошкольников с задержкой психического развития
Глава II. Констатирующий эксперимент
2.1 Организация исследования
2.2 Методы и методики исследования
2.3 Анализ результатов констатирующего эксперимента
Глава III. Методические рекомендации по развитию воображения старших дошкольников с задержкой психического развития
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. На современном этапе развития образования острой становится проблема увеличения количества детей с задержкой психического развития (ЗПР) и соответственно проблема предупреждения и преодоления школьной дезадаптации у этой категории детей, проявляющейся в низкой успеваемости, в трудностях взаимоотношений с окружающими, в отклонениях от норм поведения. Между тем социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.
Проблема развития воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека, его поведения в целом. В связи с этим встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, а это в свою очередь требует совершенствования учебного процесса с учетом развития закономерностей всей системы познавательных процессов.
В дошкольном детстве происходит общее развитие ребенка и закладывается фундамент этого развития. Определенное направление развития получают все стороны психики ребенка, но более интенсивно идет развитие познавательных функций. Исследования Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, О.М. Дьяченко и др. показывают, что воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения учебного материала, но и условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, то есть в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в школе.
Школьное обучение требует уже достаточно сформированного уровня воображения. К первому классу ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, образов, знаков, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений. Если воображение отстает в развитии, ребенок оказывается неготовым к усвоению учебного материала, ведь любое обучение связано с необходимостью что-то представить, вообразить.
По мнению Л.С. ............