Часть полного текста документа:Особенности и тенденции развития российского книгоиздания в рыночных условиях Александр Акопов Специфика книги как продукта производства и как товара, естественно, влияет на структуру и свойства книжного рынка. При этом книжный рынок России имеет свои особенности, связанные с предшествующими десятилетиями централизованной распределительной экономики, когда цена, стоимость, себестоимость, рентабельность и другие экономические категории формировались искусственно и не отражали истинное состояние отрасли по производству книг. В данной статье предпринимается попытка рассмотреть эти особенности на основании тенденций развития в переломные 90-е годы и в настоящее время. При этом использованы результаты отличного (может быть, единственного в своем роде) исследования Б. Есенькина и Ю. Майсурадзе "Книжный рынок России: 1990-2000. Динамика, экономика, организация" (М., 2001) и статистические данные последних лет из трех источников: "Печать Российской Федерации в 2001 году": Стат. сб. - М., 2002; "Российское книгоиздание в цифрах (2001-2002 гг.). К съезду Ассоциации книгоиздателей (АСКИ) 13 марта 2003 г." - М., 2003 и статистический обзор гендиректора Российской книжной палаты профессора Б. Ленского ("Книжное обозрение". - 9 марта 2004. - № 9-10. - Прил. PRO, №138). К сожалению, официальные обобщающие и сравнительные данные всегда запаздывают, поэтому в статье иногда встречаются пробелы, а по отдельным позициям не хватает последних данных. Это, увы, неизбежно. Я пользовался только теми цифрами, которые опубликованы и доступны. (Естественно, не всегда цитируя, а лишь используя для своих подсчетов и рассуждений.) Однако главное, к чему я стремился как автор, это проследить тенденции развития нашего книжного дела и дать им объяснение. Значительные изменения в отечественном книгоиздании связаны, прежде всего, с резким сокращением в 90-е годы выпуска книг, страшно произнести, на 1 миллиард экземпляров! Речь идет об уменьшении тиража всех издаваемых в России книг в течение года. Так, в 1991 году совокупный тираж книг, изданных в Российской Федерации, составил 1 млрд 629,9 млн экз., а в 1994 году, уже в новой России - 594,3 млн экз., в 1995-м - 475, в 1996-м - 421, в 1997-м - 436, в 1998-м - 407,6; в 1999-м - 421,5; в 2000-м - 471,2; в 2001-м - 542,3; в 2002 году - 591,3 млн экз. (Если брать за исходный показатель не 1991-й, а более ранние годы, то разница с 1994-2002 годы останется того же порядка.) Так что ежегодное падение общего тиража книг по стране в 90-е годы на миллиард экземпляров и выше, как видно из приведенных данных, оказалось весьма устойчивой тенденцией. Психологически очень трудно было перейти от "самой читающей страны в мире" в разряд средних. По числу названий издаваемых книг Россия в 2002 году заняла примерно 10-е место в мире, по тиражам - приблизительно 30-е! Следует, однако, заметить, что тысячи раз на разные лады повторяемое в 70-80-е годы ХХ века выражение "самая читающая страна в мире" было преувеличением всегда. Во-первых, существовала разница в методике подсчетов. Например, иностранцы считали периодические издания как одно название. А мы - каждый выпуск. Поэтому, скажем, ежемесячный журнал у нас шел в статистику как 12 названий, а у них - как одно. Кроме того, мы умалчивали, что больше 40 % изданий были ведомственными, производственными, для внутреннего пользования, тираж которых составлял меньше 3 % от всей массы выпускаемой литературы. ............ |