КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по курсу «Культурология»
СОДЕРЖАНИЕ
1. Особенности формирования древнеегипетской цивилизации
Введение
Основная часть
Заключение
2. Теория локальных цивилизаций О.Шпенглера
Введение
Основная часть
Заключение
Список использованной литературы
1. Особенности формирования древнеегипетской цивилизации
Введение
Проблемы, связанные с формированием и распадом древних культур всегда будут актуальны для современного человека. Эти проблемы тесно связаны с коренными вопросами философии культуры: причины возникновения культуры, обусловленность ее форм различными факторами (социальными и природными). Человеческая деятельность определяет общность генезиса, функционирования и закономерного развития всей мировой культуры. Единство и взаимопроникновение, общение и обособление, взаимодействие и отталкивание, связи и противопоставления - все это характеризует противоречивое единство разных форм культурного бытия, присущих человечеству уже с первых шагов его развития. Испещренные иероглифами грандиозные храмы и надгробные памятники Древнего Египта приводят в изумление современного человека, которому не так просто понять их смысл и значение. Они представляют собой свидетельство особого мироощущения древних египтян, помогавшего им решать свои социальные проблемы. Понимание древнеегипетской культуры, оказавшей несомненное влияние на культуру античности, а через нее – и на современную западную культуру, актуально для любого современного человека, интересующегося историей и искусством
Целью данной работы является исследование особенностей древнеегипетской культуры и факторов, предопределивших эти особенности. В связи с данной целью можно сформировать следующие задачи: рассмотреть особенности древнеегипетской культуры; проанализировать религиозную составляющую этой культуры; рассмотреть ее влияние на современную культуру.
Основная часть
Для мышления древних египтян характерен дуализм в понимании мира, сводящем целое к единству и борьбе двух начал, которые отражаются и в двойственном характере царской власти, и в противопоставлении черной земли и белого песка пустыни, Верхнего и Нижнего Египта. Это мышление подчиняется принципам магического мироощущения, ибо исходит из того, что между предметом и его определением имеется взаимосвязь, а именно: слова воплощают предметы и явления – отсюда значение игры слов в историях о сотворении мира, - а речь упорядочивает их. Вместе с тем слова богов (иероглифическая система письма, составленная из картинок, срисованных с натуры, возникшая одновременно с графическим искусством Древнего Египта) представляли собой отражение реальности. Изображение живого существа, непременно сопровождающееся его именем, становится как бы сдвоенным. Почти маниакальная страсть заключать реальность в рамки устойчивых вербальных и графических символов, дабы закрепить ее с помощью одной из высших форм волшебства — вот основная черта древнеегипетской культуры времен фараонов, объясняющая природу ее удивительных памятников и надписей.
Именно в рамках этого мироощущения функционирует своеобразная картина мироздания: бесконечная водная пучина окружает твердь мироздания; на Земле эти воды принимают форму морей, они наполняют небесный свод, по которому прокладывают свой путь звезды, они питают русло подземной реки (по ночам солнце плавает по ней с запада на восток) и каждый год заново омывают землю, разливаясь по ней паводком Нила.
Во времена фараонов деление всего сущего на мужское и женское начало считалось неотъемлемой чертой жизни. ............