Часть полного текста документа:ОСНОВЫ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА 1. Общая характеристика земельного законодательства Российской Федерации Земельные отношения всегда находились в центре внимания общественности, были и остаются актуальными для всех слоев населения - как обладающих, так и не обладающих земельными участками. Основной закон Российской Федерации - Конституция - содержит ряд положений, которые являются отправными для земельного законодательства. Так, непосредственно на регулирование земельных отношений направлены следующие статьи Конституции: ст.9 - о земле и иных природных ресурсах, находящихся в различных формах собственности; ст.36 - о праве частной собственности на землю и регулировании условий и порядка пользования ею на основе федерального закона; ст.42 - о праве каждого на благоприятную окружающую среду; ст.58 - об обязанности каждого сохранять природу, бережно относиться к ее богатствам; ст.72 - об отнесении к совместному ведению Федерации и ее субъектов земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах, об охране окружающей среды. Статья 36 (ч.2), например, устанавливает, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно. Вместе с тем, в общественных интересах указанная статья вводит ограничения хозяйственной свободы пользователей земли, которые состоят в том, чтобы при этом не наносился ущерб окружающей среде и не нарушались права и законные интересы иных лиц. В то же время ст.72 определяет, что в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находится земельное законодательство (п."к"), а также вопросы владения, пользования и распоряжения землей (п."в"). Несомненную значимость для регулирования земельных правоотношений, представляют собой также положения Конституции РФ: о гарантировании единства экономического пространства, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности (ст.8); о равенстве всех перед законом и судом (ст.19); об обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст.57) и некоторые другие. Вступивший в силу 30 октября 2001г. Земельный кодекс РФ вслед за Гражданским (ст.3 ГК РФ) исходит из понятия законодательства в узком смысле, определив в п.1 ст.1, что земельное законодательство представляет собой совокупность Земельного кодекса, федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации. Земельный кодекс 2001г. является головным отраслевым законом, обладающим приоритетом в регулировании земельных отношений. Его принятие стало важным событием в жизни Российской Федерации. Прежний Земельный кодекс РСФСР 1991г. давно не отвечал потребностям современных общественных отношений, более половины его статей была отменена еще в 1993г. при приведении законодательства в соответствие с Конституцией РФ. Значительная часть отношений, связанных с землей, регулировалась подзаконными актами. Отныне содержавшие нормы земельного права законодательные акты Союза ССР в соответствии со ст.5 Федерального закона от 25 октября №137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" со дня введения в действие нового Земельного кодекса не применяются. Новый Земельный кодекс разграничил полномочия Российской Федерации и ее субъектов в области регулирования земельных отношений, определил виды прав на землю, основания их возникновения и прекращения, установил особенности оборота земельных участков, зафиксировал правовой режим каждой из категорий земель. Разграничив компетенцию Российской Федерации и ее субъектов, Земельный кодекс в ст.9 отнес к ведению Федерации: установление основ федеральной политики в области регулирования земельных отношений; установление ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также ограничений оборотоспособности земельных участков; государственное управление в области осуществления мониторинга земель, государственного земельного контроля, землеустройства и ведения государственного земельного кадастра; установление порядка изъятия земельных участков, в том числе путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд; изъятие для нужд Российской Федерации земельных участков, в том числе путем выкупа; разработку и реализация федеральных программ использования и охраны земель; управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственности); иные полномочия, отнесенные к полномочиям Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом, федеральными законами. ............ |