Содержание
Введение
1. Межличностные и групповые конфликты
2. Позиционные и конфликтные справедливости
Выводы
Список использованной литературы
Введение
Конфликтология как предмет изучения возникла в глубокой древности. Природа конфликта, пути его разрешения рассматривались в древневосточной философиях, в военном деле, системе права, в произведениях художественной литературы и искусства. Интерес к этим проблемам особенно обострился в настоящее время в социально-экономической и политической жизни общества. Каждая из областей научных знаний разрабатывала свои подходы, формировала свою терминологию, рассматривала различные стороны жизни общества и окружающего материального мира. В результате все это привило к крайне многообразному пониманию конфликта как явления и трактовке конфликтологии как науки.
Термин «конфликт» (от лат. conflictus – столкновение) по своему смысловому содержанию означает столкновение противоположных интересов, сил, взглядов, мнений.
Предметом изучения общей конфликтологии является природа возникновения и развития конфликтной ситуации, измерение степени развития конфликта, возможные пути направленного воздействия на конфликтную ситуацию.
Цель контрольной работы – изучить основы возникновения конфликта, способы его измерения и выхода из конфликтной ситуации.
1. Межличностные и групповые конфликты
Во взаимодействии людей нередко приходится наблюдать ситуации, когда сталкиваются разные интересы, мнения, позиции. Вследствие этого возникает конфликтная ситуация, как правило, перерастающая в конфликт. Конфликты как предмет исследования привлекают не только психологов, но философов, социологов, юристов. Таким образом, можно говорить о конфликте как о междисциплинарном феномене, что находит свое отражение и в существующем множестве определений этого термина.
В психологии также не существует полного единодушия по поводу определения понятия «конфликт». В бихевиоризме конфликт понимается как состояние наличия альтернатив реагирования, по мнению приверженцев когнитивной психологии, конфликт — это столкновение феноменов сознания желаний, ценностей, идей, целей, а в психодинамической концепции конфликт рассматривается как одновременная актуализация нескольких мотивов, побуждающих человека к действию. Каждое из психологических направлений делает акцент на одну из составляющих конфликта: действие, образ, мотив. Ряд зарубежных психологов стремились создать общую теорию конфликта (Л. Козер, К. Боулдин, Т. Шеллинг и др.). Разработка проблемы конфликта в отечественной психологии связана с именами А.А. Ершова, В.М. Шаленко, Н.В. Гришиной, С.Н. Ериной, Л.А. Петровской, Ф.М. Бородкина, Н.М. Коряк и других. Возникает необходимость в определении этого процесса, которое объединяло бы большинство точек зрения. Поэтому одним наиболее общих и простых является определение, где конфликт рассматривается как столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений субъектов взаимодействия.
Типология конфликта. Анализируя литературу, посвященную проблеме конфликта, можно выделить типы конфликтного взаимодействия. А. Рапопорт отметил, что нельзя анализировать некий «усредненный» конфликт, и выделил типы конфликтов на основании формы их взаимодействия:
• Конфликты - «схватки». ............