ТЕМА ОСНОВЫ УЧЕНИЯ О КОНСТИТУЦИИ
Понятие Конституции как Основного Закона государства
Причины появления, сущность и основные черты Конституции Термин «конституция» имеет латинское происхождение и в переводе на русский язык означает «учреждение, устройство, установление».
Первые конституционные акты появились в XVII-XVIII вв. и своим происхождением были обязаны выходу на политическую арену буржуазии, возглавившей широкие слои народа против феодального строя и абсолютизма. Именно тогда человечество осознало ценность личной свободы и в связи с этим необходимость обуздать государство, заставив его подчиняться каким-либо установленным правилам. Иными словами, цель принятия Конституции заключалась в том, чтобы установить пределы государственной власти, ограничить ее определенными рамками, не допустить произвола при ее осуществлении в отношении человеческой личности.
Документы конституционного характера (например, Орудие управления – 1653г., Акт о лучшем обеспечении свободы подданного и предупреждении заточения за морями – 1679г. и др.) впервые были приняты в Англии, где буржуазные преобразования начались раньше, чем в других странах. Но первые писаные конституции в современном понимании были приняты в США (1787г.), Франции и Польше (1791г.). К настоящему времени конституции имеются практически во всех странах мира.
В литературе приводятся различные определения конституции, однако, они не противоречат друг другу и все будут правильными. В самом общем виде конституцию можно определить как Основной закон государства, обладающий наивысшей юридической силой и закрепляющий устройство государственной власти, и определяющий ее взаимоотношения с обществом и личностью.
В современном демократическом государстве носителем суверенитета и единственным источником власти является народ. Только он обладает учредительной властью, поэтому конституции принимаются народом или от имени народа.
Для понимания конституции как основного закона государства, познания ее природы и предназначения важным становится вопрос уяснения сущности этого документа. В современный период принято считать, что конституция имеет социально-политическую сущность, однако трактовки здесь существуют разные. Один подход присущ западным концепциям, другой – марксистский. Одним из распространенных представлений является трактовка сущности конституции как общественного договора. По ней предполагается, что все члены общества заключили договор, воплощенный в конституции, о том, на каких основах учреждается данное общество, по каким правилам оно живет. Теологические теории видят сущность конституции в воплощении божественных предписаний человеческому обществу о правилах жизни, считают, что в конституции воплощаются идеи высшей справедливости, разума. Некоторые школы естественного права считают, что сущность конституции заключается в воплощении в ней многовекового опыта, постепенно складывающихся традиций данного народа. Только такие конституции обладают по этой концепции прочностью и устойчивостью, в отличие от «революционных» конституций, составляющихся в кабинетах, исходя из чисто умственных представлений и заимствования чужого опыта. ............