Лекция 1. История предпринимательства
Субъекты предпринимательства – частные лица и объединения партнеров.
Частные лица – организация единоличного или семейного предприятия.
Объединения партнеров – хозяйственные ассоциации (ОАО, ЗАО, ООО и т.д.)
Организационно экономические формы предпринимательства:
• Концерн – многоотраслевое акционерное общество.
• Ассоциация – договорное объединение предприятий, созданное в целях координации производственно- хозяйственной деятельности для решения определенный задач.
• Консорциум – объединение предпринимателей с целью совместного проведения крупной финансовой операции.
• Синдикат - объединение сбыта продукции предпринимателями одной отрасли с целью устранения излишней конкуренции.
• Картель – соглашение между предприятиями одной отрасли о ценах на продукцию, о разделе рынков сбыта.
Важнейшие черты предпринимательства:
· Самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов;
· Экономическая заинтересованность;
· Хозяйственный риск и ответственность.
Условия формирования предпринимательства:
• Экономические – предложение товаров и спрос на них; виды товаров, которые могут приобрести покупатели; объем денежных средств, которые покупатели могут истратить на покупки; избыток или недостаток рабочих мест.
• Социальные – стремление покупателей приобретать товары, отвечающие определенным вкусам и моде.
• Правовые – наличие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность и создающих те или иные условия для развития предпринимательства.
Элементы процесса предпринимательства:
Определение и оценка
Возможностей бизнеса
Разработка бизнес-плана
Определение потребности
В ресурсах
Управление предприятием Продолжит. воз-ти бизнеса Опред-ие необх. ресурсов Разработка стиля упр-ия Рынок для реал-ции воз-тей бизнеса Опред-ие имеющихся ресурсов Внедрение сис. контроля. Анализ конкуренции Идентификация потребности в ресурсах Разработка организац. процедур Ценность воз-ти бизнеса д/рынка и предприятия Опред-ие поставщиков необх. ресурсов. Проведение SWOT-анализа Риск и прибыль, кот. содержат воз-ть бизнеса Опред-ие факторов успеха.
Согласование воз-ти с предпринимат. знаниями, навыками, желаниями
Лекция 2. Виды предпринимательской деятельности
q Производственное:
1. инновационное;
2. научно-техническое;
3. производство товаров;
4. оказание услуг;
5. производственное потребление товаров;
6. производственное потребление услуг;
7. информационное.
q Коммерческое:
1. торговое;
2. торгово- закупочное;
3. торгово- посредническое;
4. товарные биржи.
q Финансовое:
1. банковское;
2. страховое;
3. аудиторское;
4. лизинговое;
5. фондовые биржы.
q Консультативное:
1. общее управление;
2. администрирование;
3. финансовое управление;
4. управление кадрами;
5. маркетинг;
6. производство;
7. информационная технология;
8. специализированные услуги.
Коммерческое предпринимательство:
Основное содержание- операции и сделки по купле- продаже т.е. ............