Контрольная работа
Тема: Основы политологии
Содержание
1 Объект и предмет политологии
2 Субъект и объект власти
3 Компоненты политической системы
4 Формы государства
5 Социально-экономические права граждан в Республике Казахстан
1 Объект и предмет политологии
Понимание сущности и специфики политологии невозможно без определения объекта и предмета этой науки Объект познания - это все то, на что направлена деятельность исследователя, что противостоит ему в качестве объективной реальности. Предметом исследования конкретной науки является та часть, сторона объективной реальности, которая определяется спецификой данной науки. Предмет науки является воспроизведением эмпирической реальности на абстрактном уровне путем выявления наиболее значимых с точки зрения этой науки закономерных связей и отношений данной реальности.
Объектом политологии является политическая действительность или политическая сфера жизни общества. Политика принадлежит к числу: наиболее сложных и основополагающих общественных образований. Хотя понятие “Политика” привычно и прочно вошло в научный и обыденный лексикон, определить его нелегко, как и выделить политические отношения из всей совокупности общественных отношений. Существует множество толкований и определений политики, что обусловлено многогранностью самого явления и соответственно сложностью его познания.
Укажем на некоторые наиболее распространенные подходы к пониманию сущности политики и ее определению. В самом общем виде политика есть область отношений между различными общностями людей - классами, нациями, социальными группами и слоями, В историческом аспекте возникновение политики связано с социальной, этнической, религиозной дифференциацией общества. В политике отражаются коренные, долговременные интересы различных социальных групп, связанные с удовлетворением их потребностей. Политика выступает как инструмент регулирования, соподчинения или примирения этих интересов в целях обеспечения целостности общественного организма
Понимание политики как сферы взаимодействия различных социальных групп и общностей людей получило название коммуникационного. У истоков его стоял Аристотель Он рассматривал политику как форму общения, способ коллективного существования человека. Согласно Аристотелю, человек существо по своей при роде общественное и реализовать себя он может только в обществе - в семье, селении (общине), государстве. Государство выступает как высшая и всеобъемлющая форма социальной связи или “общения” людей.
Позднее антропологические трактовки политики обогащаются и дополняются ее конфликтно-консенсусными определениями. Они акцентируют внимание на противоречиях интересов, которые лежат в основе политики, определяя ее динамику. Формами взаимодействия субъектов политики могут быть борьба, столкновение, соперничество, конкуренция, компромисс, сотрудничество, консенсус и др. Акцент на борьбе как основной форме политических отношений особенно был усилен в марксизме, в частности, идеей классовой борьбы как движущего начала истории.
Говоря о политике, мы чаще всего ведем речь о власти одного класса над другим, одной социальной группы над другими, одной личности над массой и т.п. ............