Часть полного текста документа: ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ Кафедра финансов и кредита РЕФЕРАТ НА ТЕМУ: "СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ СИСТЕМЫ МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ" ВЫПОЛНИЛ СТУДЕНТ 2 КУРСА 1 ГРУППЫ ЛОВЧИКОВ Д. С. РУКОВОДИТЕЛЬ: К. Э. Н., ДОЦ. ЧИГАРЕВ Г. Г. ВОРОНЕЖ - 1996 1. Введение. 2. Необходимость перехода к ОМС в России. 3. Структура и формы медицинского страхования. 4. Система ОМС в России (на примере Воронежской области). ВВЕДЕНИЕ Изменения в конце ХVIII в. во многих странах экономической ситуации и общественных взаимоотношений привели к образованию на предприятиях обществ взаимной солидарности. Они возникали на добровольной основе и представляли собой целевые фонды, созданные посредством отчислений от заработной платы работниками данных предприятий некоторой суммы, средства которых предназначались для оплаты лечения и компенсации потерь заработка, вызванных болезнью. Так как ОМС, как и система социального страхования в целом, требовало определенного, достаточно высокого уровня организации общества и развития производственных сил, то его формирование, развитие и выделение как социального института происходило очень медленными темпами на протяжении многих десятилетий. Впервые ОМС, преобразовавшись из добровольного, возникло в 1845 г. в Пруссии. В то время оно охватывало лишь 20% рабочего населения и сравнивая с сегодняшними стандартами было далеко от совершенства. Позже законы об ОМС стали появляться и в других экономически развитых странах мира. Причем их создание осуществлялось лишь благодаря жестким требованиям работников и профсоюзов. Так в 1866 г. в России вышел закон, обязывающий предпринимателей, имеющих более 200 наемных рабочих, строить больницы с бесплатным лечением из расчета 1 койка на каждые 100 работников. С 1883 г. система ОМС была установлена почти в каждой стране, но она продолжала зависеть лишь от владельцев фабрик и заводов и никак не финансировалась государством. ПЕРЕХОД К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МЕДИЦИНСКОМУ СТРАХОВАНИЮ В РОССИИ Как известно, в России до конца 1991 г. существовала только государственная медицина, работа которой в рамках бывшего Союза была эффективной и не требовала каких-либо конструктивных изменений. Средства аккумулировались в государственном бюджете откуда, в зависимости от потребностей, перераспределялись на более низкие уровни управления. Целенаправленность использования администрацией выделенных средств строго контролировалась государством, что, несомненно играло большую положительную роль. Но существенным недостатком бывшей системы финансирования здравоохранения, который заметно не проявлялся в социалистический период в силу ряда политических и экономических причин, было то, что распределяемая из государственного бюджета сумма была динамической величиной и изменялась в соответствии с оставшимися в бюджете средствами, то есть финансирование медицины происходило по остаточному принципу: чем больше оставалось средств в бюджете, тем больше получала медицина, и наоборот, чем больше ресурсов съедали другие программы, тем хуже жилось медицинским учреждениям. Но эти отрицательные стороны не проявлялись резко до тех пор, пока не произошел развал СССР и не были разрушены производственные связи. ............ |