ВОПРОСЫ К экзамену
по курсу «Концепции современного естествознания»
1. Научный метод. Классификация методов научного познания.
2. Картина мира мыслителей древности.
3. Гелиоцентрическая система мира. Учение о множественности миров.
4. Механистическая картина мира.
5. Электромагнитная картина мира. Теория относительности и квантовая механика.
6. Пространство и время. Принципы относительности. Необратимость времени.
7. Понятие о симметрии. Принципы симметрии.
8. Взаимодействия. Близкодействие, дальнодействие. Принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности.
9. Закон сохранения и превращения энергии в макроскопических процессах.
10. Понятие об энтропии и принципы ее возрастания.
11. Порядок и хаос. Проблема тепловой смерти вселенной.
12. Синергетика. Рождение порядка и хаоса. Синергетическое видение эволюции Вселенной.
13. Основные понятия и представления химии в системе естествознания.
14. Теория возникновения жизни: креационизм. Спонтанное зарождение, панспермия, стационарное состояние.
15. Теория биохимической эволюции.
16. Теория эволюции Ламарка
17. Теория эволюции Дарвина.
18. Факторы, подтверждающие теорию эволюции: палеонтология, сравнительная анатомия, эмбриология и др.
19. Синтетическая теория эволюции.
20. Генетика и эволюция. Этапы развития генетики ее роль в формировании теории эволюции.
21. Единство и многообразие органического мира.
22. Жизнь как биологических круговорот веществ, цепи питания.
23. Хромосомы и их наследственность. ДНК - основной материальный носитель наследственности.
24. Происхождение и этапы эволюции человека. Человеческие расы.
25. Биоэтика и поведение человека.
26. Человек эмоции творчество.
27. Человек, здоровье и работоспособность.
28. Человек и биосфера. Концепции В.И. Вернадского о биосфере и феномене человека.
29. Космические циклы и их влияние на биосферу Земли.
30. Цикличность эволюции. Человек как космическое существо.
31. Происхождение Вселенной: эволюция и строение галактик.
32. Строение и эволюция звезд и земли.
33. Современная естественнонаучная картина мира.
34. Современная концепция экологии.
35. Экологические системы и их структура.
36. Взаимодействие экосистемы и окружающей Среды.
37. Энергетическая характеристика экосистемы.
Ответы
1. Научный метод — совокупность основных способов получения новых знаний и методов решения задач в рамках любой науки. Метод включает в себя способы исследования феноменов, систематизацию, корректировку новых и полученных ранее знаний. Умозаключения и выводы делаются с помощью правил и принципов рассуждения на основе эмпирических (наблюдаемых и измеряемых) данных об объекте[1]. Базой получения данных являются наблюдения и эксперименты. Для объяснения наблюдаемых фактов выдвигаются гипотезы и строятся теории, на основании которых формулируются выводы и предположения. Полученные прогнозы проверяются экспериментом или сбором новых фактов.[2]. Важной стороной научного метода, его неотъемлемой частью для любой науки, является требование объективности, исключающее субъективное толкование результатов. ............