1. Предметная область естествознания
Естествознание – обозначение традиционной совокупности наук о природе,ориентированной на исследование пространственно-временной структуры природных объектов, закономерностей их бытия и развития.
Естествознание наряду с науками об обществе и о мышлении являетсяважнейшей составляющей человеческого знания. Становление естествознания как области научного знания произошло в эпоху Возрождения и было связано с использованием экспереминтального метода исследования явлений природы, осуществлением многих географических открытий, представивших исследователям обширный материал по явлениям живой и неживой природы различных стран и континентов. Собирание и систематизация фактов механического, физического, химического и биологического характеров послужило основой для зарождения соответствующих естественных наук.
Цели естествознания – двоякие:
1. Находить сущность явлений природы, их законы и на этой основе предвидеть или создавать новые явления;
2. Раскрывать возможность использования на практике познанных законов, сил и веществ природы.
Можно сказать, что познание истины (законов природы) – непосредственная или ближайшая цель естествознания, а содействие их практическому использованию - конечная цель естествознания.
Для классической философской традиции характерно сближение естествознания с гуманитарным познанием, рассмотрение их в едином ряду целостного постижения единого мира (идеи Гердера об изучении развития живой и неживой природы и человеческой истории как этапов эволюции единого мирового организма; классификация форм движения материи – механической, физической, химической, биологической и социальной – как основа классификации наук у Энгельса и др.). В неоклассической философии вопрос о специфике естествознания остро ставится в связи с осмыслением специфики гуманитарного познания, эксплицируясь в философии Дильтея в рамках дистанцирования им «наук о природе» и «наук о духе». В рамках Баденской школы неокантианства вопрос о специфике естествознания также артикулировался в связи с осмыслением специфики гуманитарного и естественно-научного видов познания.
В своей исторической динамике естествознание выдвигает вперед ту или иную свою область в качестве лидирующей и оказывающей влияние на другие науки и на все естествознание в целом. В качестве такого лидера может выступать как одна наука, так и несколько (групповое лидерство). В истории естествознания можно проследить следующих лидеров: механика (17-18 вв), химия, физика, биология (19 в), физика (первая половина 20 в), химия, физика, биология (вторая половина 20 в). Утверждение в естествознании 20 в группового лидерства связано как с крупными достижениями химии, физики и биологии в познании неживой и живой природы, так и с расширением и углублением связей этих наук с производством, их все большей ориетацией на на решение современных задач общества.
Таким образом, можно сказать, что все это приводит к повышению роли естествознания в жизни общества и возрастанию внимания со стороны общества к нему.
2. Античная натурфилософия
Натурфилософия – попытка истолковать и объяснить природу, основываясь на результатах, полученных научными методами, с целью найти ответы на некоторые философские вопросы.
Натурфилософия занимается естественно-научными понятиями (субстанция, материя, сила, пространство, время, жизнь, развитие, закон природы), познанием связей и закономерностей явлений природы.
Различают следующие этапы развития философии:
1. Античная натурфилософия
2. Средневековая натурфилософия
3. Натурфилософия Нового времени
3.1. Натурфилософия XIX века
Понятие «philosophia naturalis» впервые встречается у Сенеки. Возникла натурфилософия фактически еще до появления собственно философии, из так называемой космогонии, сохраняя мифологический характер последней. Родоначальниками собственно натурфилософии были ионийские философы, в частности милетская школа, представителями которой являются Фалес, Анаксимандр и Анаксимен. ............