План
1. Олигополия
2. Конкуренция в условиях НТП
3. Антимонопольное законодательство
1. ОЛИГОПОЛИЯ
Олигополия - рыночная структура, при которой доминирует небольшое число продавцов, а вхождение новых производителей в отрасль ограничено высокими барьерами. Об этом говорит сама этимология понятия “олигополия” (греч. “oligos”- несколько, “poleo” - продаю, торгую). Рыночная модель олигополии охватывает большую область, простирающуюся в диапазоне между чистой монополией, с одной стороны, и монополистической конкуренцией - с другой. Обычно число господствующих фирм не превышает десяти. Примером может служить степень конкуренции производства в автомобильной промышленности США: на три компании (“Дженерал Моторз,” “Форд” и “Крайслер”) в 80-е годы приходилось свыше 95% национального производства автомобилей. Когда мы слышим: “Большая тройка” или “Большая пятерка”, то можем предположить, что речь идет об олигополиях.
Первой характерной чертой олигополий следует указать то, что они могут быть однородными или дифференцированными, то есть в олигополистической отрасли могут производить стандартизированные или дифференцированные продукты. Многие промышленные продукты: сталь, цинк, медь, свинец, алюминий, технический спирт и т.д. - являются стандартизированными в физическом смысле и производятся в условиях олигополии. С другой стороны, многие отрасли, производящие потребительские товары: автомобили, моющие средства, сигареты и множество бытовых электрических приборов - являются дифференцированными олигополиями.
Второй характерной чертой олигополии являются высокие барьеры для вхождения в отрасль. Эффективность ее требует, чтобы производственная мощность каждой фирмы занимала большую долю совокупного рынка. Исторически сложилось так, что многие отрасли начинали свою деятельность в условиях значительного числа конкурентов. Но затем, по мере того, как совершенствовалась техника, менее сметливые или менее энергичные фирмы оказывались на обочине, а вперед выходили несколько наиболее сильных производителей. Если в начале XX века число американских автомобильных фирм приближалось к 200, то уже в конце 20-х годов их число превышало 50, а в настоящее время их можно перечислить по пальцам.
Существует как “жесткая” олигополия, при которой две или три фирмы господствуют на всем рынке, так и “расплывчатая” олигополия, при которой шесть или семь фирм делят, скажем, 70 или 80% рынка, в то время как “конкурентное окружение” из фирм делит оставшуюся часть.
Но почему не создаются новые фирмы, чтобы вступить в ту же автомобильную отрасль? Ответ состоит в том, что издержки производства в них должны быть более низкими, чем у аналогичных производств. Для этого производители должны быть еще более крупными, что требует огромных капиталовложений, да и конкурировать с уже налаженным производством чрезвычайно трудно.
Олигополистическая конкуренция связана также с другими барьерами. Это может быть обусловлено владением патентами, как это происходит в наукоемких отраслях, типа контролируемых фирмами “Ксерокс”, “Кодак”, “IBM” и др. На протяжении всего срока действия патента фирма надежно защищена от отечественных конкурентов.
Среди других причин - монополия контроля над редкими источниками сырья (например, в 60-70-е годы мировой рынок нефтепродуктов контролировал нефтяной картель “Семь сестер”), запретительно высокие расходы на рекламу (как в производстве сигарет). ............