Часть полного текста документа: Основные виды общения и их характеристики Эффективные а) понимающее общение - безоценочное реагирование на то, как видит (что говорит) себе партнер, но и с учетом его поведения и разговора. б) рефлексивное общение - "Я думаю за моего партнера и хочу понять, правильно ли я его понимаю". Достаточно характерно для психолога. Неэффективное а) принижающее общение - ущемление прав партнера б) агрессивное общение - то общение в процессе которого имеют место нападки на партнера. в) защитно-агрессивное общение - агрессивное общение, вызванное другим партнером. Ответная форма (следствие, частный случай агрессивного общения). Любая агрессия - это признак слабости, это форма, через которую человек защищается. Промежуточная форма эффективного и неэффективного общения - директивное общение (прямое, указывающее) - прямое воздействие на другого без принижения его достоинств, качеств и т.д. Наиболее часто встречающиеся в практике: Наиболее эффективное: 1) понимающее общение 2) директивное общение Зависит от 3 факторов: 1) от целей; 2) от уровня развития взаимоотношений; 3) от конкретной ситуации. Виды понимающего реагирования I. Простые фразы (действия), свидетельствующие о наличии контакта: "Я весь во внимании", "Я вас внимательно слушаю", но не "Я слушаю". Поведенческие акты: 1) наличие глазного контакта 2) кивание головой 3) наклоны туловища в сторону собеседника. Уменьшение расстояния между партнерами + снижение голоса. 4) отсутствие защитных положений руки (рука у лица, у рта, у лба, у щеки). II. Перефразированное содержания мыслей, состояний, чувств, переживаний, открыто выраженных у партнера: "Правильно ли я понял: так, так и так?", "Вот вы сказали и т.д." III. Выяснение скрытых чувств собеседника, о которых он не заявляет, но о которых он знает, переживает. Зондирование - актуализация в сознании того, что партнер скрывает, но что очень важно (консультации и следственное взаимодействие). IV. Подведение резюме (резюмирование) после определенного этапа взаимодействия. V. Формы поджаривания, заверения и т.д. Служащий партнер проявляет интерес к собеседнику и в том числе может получить более подробную информацию. Трудности в организации понимания общения: 1) трудность установления контакта с партнером 2) неспособность организатора установить контакт Управленец: "Давай сразу к делу" - неправильно. Возникает психологический барьер. Психологи тоже грешат этим. 3) Проблема выхода за границы дозволенного: незнакомые (слабознакомые) в процессе разговора заходят "далеко" и этим разрушают контакт (взаимодействие), следовательно, существует тактика отступления. 4) "чтение" молчания - оценка молчания собеседника. Характеристика понимающего общения Исходные положения: 1) Человек себя знает лучше, чем партнер по общению; поэтому прежде всего надо понять человека, а не воздействовать на него (сначала понять, а затем воздействовать). 2) Понимающее общение предполагает климат доверительности. 3) Основные установки (социальная психология) понимающего общения): а) установка на неоценочное реагирование. ............ |