ВВЕДЕНИЕ
Школьная программа по биологии ориентирует на развитие систематических категорий (вид, род, семейство, класс, отдел, царство), начиная с раздела «Растения». Усвоение учащимися данных понятий способствует формированию диалектико-материалистического мировоззрения. В процессе изучения основ систематики учащиеся познают генетические связи в живой природе, раскрывают родство организмов и их происхождение. На этой основе школьники осмысленно воспринимают целостность природы и необходимость ее охраны, а -также творческую роль человека в создании новых сортов растений, пород животных и штаммов, микроорганизмов.
Особая роль в усвоении школьниками систематических понятий принадлежит разделу «Растения» (VI класс). Действующая ныне программа по биологии (1986) внесла ряд существенных изменений в изучение этого раздела.
Глава 1. ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПОНЯТИЙ СИСТЕМАТИКИ В VI КЛАССЕ
обучение биология растение преподавание
Теоретическое и практическое изучение данного вопроса позволило найти такие методические условия, которые в совокупности позволяют повысить эффективность процесса обучения. Такими условиями являются: одновременное знакомство учащихся со всеми таксономическими категориями; формирование умений описывать растения и определять их с помощью определителя; обучение использованию и применению знаний по систематике в новых ситуациях при изучении растений различных семейств; включение основных понятий систематики в систему общебиологических и мировоззренческих понятий. Охарактеризуем каждое из этих условий подробно.
Первое условие заключается в том, что учитель знакомит школьников' одновременно со всеми таксономическими категориями и их иерархией: вид — род — семейство — класс — отдел — царство. В целях мотивации познавательной деятельности учащихся по усвоению этих понятий учитель использует проблемный подход. Он сообщает, что мир цветковых растений многообразен, их можно встретить на всех материках, кроме Антарктиды, а также в толще морей и океанов. Установлено, что на нашей планете произрастает около 240 тыс. цветковых растений различных наименований. Если попытаться их назвать, то это займет 150 ч. Подумайте, как возникло такое множество разнообразных растений? Существуют ли родственные связи между растительными организмами? Как можно установить родство организмов?
При решении поставленной задачи учитель предлагает школьникам вспомнить, что самые похожие друг на друга люди — близнецы или близкие родственники. Есть ли близкие родственники в мире растений? Если собрать семена с одного какого-либо растения и высеять их, то вырастут растения, похожие друг на друга и на материнское. Все они являются близкими родственниками. Таким образом, в ходе поисковой беседы выясняется, что родство организмов можно установить по их сходству. Демонстрируя гербарные экземпляры хорошо известных учащимся растений, например одуванчика лекарственного, растущего на лугу, лесной поляне, у дороги, учитель сообщает, что каждое отдельное растений — это особь, предлагает найти у них общие признаки (стебель укороченный, все листья простые, рассеченные, сидячие, образуют прикорневую розетку; цветки собраны в соцветие «корзинка»; плоды — семянки). ............