БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
РУССКОЯЗЫЧНОЕ ТЕЧЕНИЕ
Курсовая работа
Основные тенденции и механизмы развития начального и среднего женского образования в Западных губерниях Российской империи (втор. пол. ХIХ в. – 1917 г.)
Минск, 2010
Оглавление
Введение
Глава 1 Развитие начального женского образования в Западных губерниях Российской империи во второй половине ХIХ – начале ХХ вв.
Глава 2 Средние женские учебные заведения в Беларуси во второй половине XIX – начале ХХ вв.
2.1 Средние женские заведения Мариинского ведомства
2.2 Женские училища духовного ведомства
Глава 3 Устройство средних женских учебных заведений Мариинского ведомства
3.1 Управление средними женскими учебными заведениями
3.2 Преподавательские кадры
3.3 Учебно-воспитательный процесс
Глава 4 Управление и учебный процесс в средних женских училищах духовного ведомства
Заключение
Список источников и литературы
Введение
Просвещение и образование – неотъемлемая часть культуры, своего рода её фундамент. Развитие народного образования оказывает очень большое влияние на все стороны жизни общества. Зная особенности этого процесса можно сделать выводы о степени культурного и духовного развития народа. В условиях переосмысления исторического прошлого нашего государства и возрастания интереса к истории национальной культуры в современном белорусском обществе объектом общественного и научного обсуждения стали вопросы развития народного образования.
В арсенале исторических и историко-педагогических исследований по народному образованию Беларуси существует достаточно много работ, касающихся почти всех видов учебных заведений, однако женские начальные и средние школы до сих пор остаются малоизученными. Исследование женского образования представляет интерес для формирования целостного научного взгляда на систему образования дореволюционной России и Беларуси, что и обусловливает актуальность данной темы.
Цель данной работы заключается в детальном и комплексном анализе основных тенденций и механизмов развития начального и среднего женского образования как составной части народного просвещения в Западных губерниях Российской империи во второй половине ХIХ века – по 1917 год.
В рамках поставленной цели выделены следующие задачи:
1. Осветить актуальные вопросы возникновения и развития начальной женской школы в Беларуси в рассматриваемый период;
2. Проанализировать процесс становления средних женских учебных заведений на территории Беларуси во второй половине XIX – начале ХХ вв.;
3. Рассмотреть устройство средних женских школ Мариинского ведомства;
4. Выявить концептуальные основы управления и учебного процесса в женских училищах духовного ведомства.
Хронологические рамки работы охватывают период второй половины ХIХ века – по 1917 год. Правомерность такого выбора определяется необходимостью детального анализа принципиально нового этапа в развитии начального и среднего женского образования на территории Западных губерний Российской империи.
Географические рамки охватывают территорию шести Западных губерний Российской империи. ............