Лекция по педагогической психологии (Ставропольский государственный университет, факультет психологии)
Тема: «Основные психологические проблемы традиционного обучения»
План
1. Соотношение понятий «обучение» и «развитие».
2. Соотношение понятий «воспитание» и «социализация».
3. Актуальные проблемы организации учебно-воспитательного процесса в современной школе.
Литература
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – М.: Наука, 2000.
2. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В.Петровского. – М.: Просвещение, 1979.
3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.: Логос, 2002.
4. Конвенция о правах ребенка // Вестник образования. – 1991. - №10.
5. Национальная доктрина развития образования // Российская газета. – 17 февраля 2000.
6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999.
7. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000.
1. Соотношение понятий «обучение» и «развитие» Развитие ребенка, человека как личности, происходит в общем контексте его жизни (С.Л. Рубинштейн). Б.Г. Ананьев определяет жизненный путь человека как историю «формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения». По Ананьеву, жизненный путь имеет определенные фазы, связанные с изменениями в образе жизни, системе отношений, жизненной программой и т.д. Фазы жизненного пути накладываются на возрастные стадии онтогенеза, причем в такой степени, что в настоящее время некоторые возрастные стадии обозначаются именно как фазы жизненного пути, например, дошкольный, младший школьный, старший школьный возраст.
Развитие личности как процесс социализации индивида осуществляется в определенных социальных условиях семьи, ближайшего окружения, региона, в определенных социально-политических, экономических условиях, в этносоциальных, культурных, национальных традициях того народа, представителем которого он является. Это макроситуация личностного развития. В то же время на каждой фазе жизненного пути, как подчеркивал Л.С. Выготский, складываются определенные социальные ситуации развития как своеобразное отношение ребенка и окружающей его социальной действительности.
По Выготскому, социальная ситуация развития определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые свойства личности, черпая их из социальной действительности как из основного источника развития; тот путь, по которому социальное становится индивидуальным.
Социальная ситуация развития, включающая систему отношений, различные уровни социального взаимодействия, рассматривается в качестве основного условия личностного развития. Подобно тому, как положение своего места в окружающем мире человек осознает не соответствующим своим возможностям и старается изменить его. Возникает открытое противоречие между образом жизни ребенка и этими возможностями. Согласно А.В. Петровскому, вхождение в жизнь ребенка как социального существа требует от него прохождения трех фаз:
- адаптации к действующим в этой общности нормам и формам взаимодействия, деятельности;
- индивидуализации, как удовлетворения потребности индивида в максимальной персонализации;
- интеграции личности в обществе.
Эти три фазы выступают как механизмы взаимодействия человека и общности, механизмы его социализации и личностного развития, которое осуществляется в процессе разрешения возникающих в этом взаимодействии противоречий. ............