Часть полного текста документа:Основные причины непоступления средств от лесопользования в бюджетную систему РФ В России каждый год повторяется одна и та же ситуация: в федеральном бюджете не хватает денег на борьбу с лесными пожарами, охрану лесов, содержание особо охраняемых природных территорий. В то же время в результате бездействия Федеральной службы лесного хозяйства России (Рослесхоз) федеральный бюджет практически не пополняется "лесными налогами". Самые грубые расчеты показывают, что за год после принятия нового Лесного Кодекса РФ (вторая половина 1997 - первая половина 1998г.г.) бюджеты всех уровней потеряли как минимум около 3 133 500 000 рублей (в пересчете по курсу действовавшему в течение соответствующего периода, - около 520 миллионов долларов). 1. Низкая плата за древесину, отпускаемую на корню Во всех странах фирмы, желающие рубить лес, платят за это собственнику леса определенные суммы - лесные подати или так называемую "попенную плату". Так как в соответствии с новым Лесным кодексом леса в России являются федеральной собственностью, лесные подати хотя бы частично должен получать федеральный бюджет. В 1998г. Федеральный бюджет не получил практически ничего из лесных податей, так как их исключили из доходной части бюджета. Но даже, если бы лесные подати были направлены в федеральный бюджет, это не улучшило бы ситуацию существенно. Дело в том, что эти подати в нашей стране недопустимо низки. В 1997г. вырубка 1 кубометра (кбм.) древесины приносила в бюджеты всех уровней около 1.76$, после кризиса 1998г. - не более 0.56$. Для сравнения, в Финляндии стоимость крупной деловой сосновой древесины на корню может доходить до 250 FIM (около 50$). В странах Балтии стоимость аналогичной древесины на корню обычно превышает 10$ за кбм. Как формируется цена на лес на корню в России? По действующему лесному законодательству Рослесхоз разрабатывает, а Правительство РФ утверждает Минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню. Регионы могут своим решением повысить плату. Таким образом, то, что лесопользователь платит за лес на корню, состоит из стоимости, рассчитанной по Минимальным ставкам, и некоторой региональной "надбавки". По Лесному Кодексу РФ 40% от стоимости, рассчитанной по Минимальным ставкам, должно идти в бюджет РФ, остальное в бюджет субъекта РФ. "Надбавка" должна полностью идти в бюджет лесхоза, на территории которого ведутся рубки. Минимальные ставки были установлены 19 сентября 1997 года и с тех пор не менялись. За период с октября 1997 по середину января 1999 года инфляция составила более 200%. В проекте Федерального бюджета на 1999 год предусмотрено повышение Минимальных ставок всего на 40%. В соответствии с Минимальными ставками лучшая по качеству хвойная древесина в районах интенсивных лесозаготовок в первом лесотаксовом поясе (то есть если место рубок удалено от железнодорожной станции меньше чем на 10 км.), могла стоить до 6$ за кбм. На первый взгляд это вроде бы не мало, однако лучшей по качеству древесины столь близко от мест погрузки практически не осталось. Основные места заготовок удалены от мест погрузки на 20-100 км. в зависимости от региона, поэтому с фактически применяемые цены для тех же самых регионов в 1.5-4 раза меньше, чем приведенные выше, особенно, если речь идет о выборочных рубках или рубках промежуточного пользования. ............ |