1. В чем суть объективного и субъективного идеализма? Назовите представителей
Объективный идеализм – одна из основных форм идеализма. С точки зрения объективного иидеализма первоосновой мира является объективно существующее безличное сознание (абсолютная идея, мировая воля и т. п.). Исходя из того факта, что человеческому сознанию свойственна относительная самостоятельность, способность мыслить предметы обобщенно, отвлекаясь от их материально-чувственных особенностей, объективные идеалисты отрывают сознание от человека и от природы, превращают его в абсолют, обожествляют. Материальный мир рассматривается объективными идеалистами как продукт идеальности такого сверхчеловеческого сознания, как "инобытие духа". Нетрудно увидеть родство этого положения с религиозной идеей сотворения мира богом. Крупнейшими представителями объективного идеализма в истории философии были Платон, Шеллинг, Гегель.
Субъективный идеализм – направление в философии, которое ставит существование внешнего мира, отдельных предметов, явлений и их свойств в зависимость от познавательной деятельности человека (его ощущений, восприятий, теоретического мышления, эмоциональных переживаний, измерительных операций, научных экспериментов и т.д.). Для представителей классических форм субъективного идеализма (Беркли, Фихте, Маха и др.) характерно более или менее откровенное утверждение, что весь окружающий мир порождается его психической деятельностью, его ощущениями. Современные формы субъективного идеализма (прагматизм, неопозитивизм, экзистенциализм и др.) отличаются менее последовательным, более эклектичным изложением данной концепции. Они либо провозглашают неразрывное единство субъекта и объекта, либо объявляют вопрос о природе внешнего мира бессмысленным, не имеющим научного значения. Однако все они сходятся на отрицании объективного содержания наших знаний. С их точки зрения, понятия и законы науки либо являются результатом произвольных соглашений, либо порождаются измерительными операциями, поэтому наука отражает якобы лишь переживания, мыслительные и практические действия познающего мир субъекта. Таким образом, субъективный идеализм основывается на преувеличении субъективного момента в процессе познания. Однако хотя познание и носит субъективную форму, ибо мир познает субъект, человек, содержание его зависит, поскольку оно отражает мир, существующий вне и независимо от сознания. Истина, объективность доказывается практикой.
2. Какие ценности положены в основу идеала человека эпохи Возрождения
По мере перехода от средневековья, экономическую основу которого составляло сельское хозяйство, к городскому образу жизни и промышленного производства все больше стала проявляться особая значимость человека, его своеобразие и творческая активность. Свойственная для новой эпохи, которая рождалась, ориентация на природно-телесное видение мира, внимание к человеческому телу, интерес к гуманитарному знанию, эстетическое понимание действительности оказались созвучным античным ценностям. Поэтому новую эпоху назвали Возрождением.
Важнейшей отличительной чертой мировоззрения эпохи Возрождения является ориентация на человека. ............