Часть полного текста документа:Основные направления финансово-кредитной поддержки малого агробизнеса А.А. Целиковская Стратегической задачей аграрной политики государства является формирование эффективного конкурентоспособного агропромышленного производства, обеспечивающего продовольственную безопасность страны. Объективная необходимость государственного регулирования аграрного сектора обусловлена рядом причин, среди которых важнейшими являются: низкая конкурентоспособность и производительность отрасли, ценовой диспаритет на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, низкий уровень оплаты труда работников сельского хозяйства и другие факторы. В этой связи большое значение приобретают вопросы развития малого предпринимательства в АПК, субъекты которого в силу своей способности быстро приспосабливаться к динамично меняющимся условиям рынка позволяют создать конкурентную среду в агроэкономике, обеспечивают занятость сельского населения и повышение уровня его доходов. На территории Липецкой области осуществляется государственная поддержка малого сельского предпринимательства, в рамках которой действует целый ряд региональных программ государственной поддержки сельскохозяйственного производства и малого предпринимательства. Финансирование происходит с использованием адресного и программно-целевого метода распределения бюджетных средств. При этом второй способ превалирует, поскольку направлен на решение комплексных проблем социально-экономического характера, дает возможность мобилизации финансовых ресурсов по основным направлениям в целях получения экономического эффекта от проводимых мероприятий. Анализ структуры финансирования в разрезе различных форм хозяйствования свидетельствует о значительной государственной поддержке, оказываемой крупным сельскохозяйственным организациям. В общей сумме выделенных бюджетных средств в 2006 г. их доля составляет 87,3 %, в то время как на поддержку крестьянских (фермерских) хозяйств (КФК) приходится 6,7 %, малых предприятий - 6,0 %. Неодинаков уровень поддержки и в разрезе бюджетов. Так, сельскохозяйственные предприятия получают из федерального бюджета 35,6 % выделяемых денежных средств, из регионального - 64,4 %, КФХ - 70,5 % и 29,5 %, малые предприятия - 68,2 % и 31,8 %, соответственно [1]. Таким образом, регионализация государственной поддержки наблюдается только по крупным хозяйствам Липецкой области, КФХ и малые предприятия в большей степени получают поддержку из федерального бюджета. Многие статьи расходов, подлежащие субсидированию на региональном уровне, им не восполняются, сюда можно отнести субсидии, выделяемые на поддержку племенных сельскохозяйственных животных, искусственное осеменение, агрохимическое обследование почв, элитное семеноводство. В силу объективных причин данные направления хозяйственной деятельности в настоящее время им недоступны, поскольку являются дорогостоящими, имеющими длительный цикл окупаемости. Однако при возможности организации благоприятных условий деятельности мелких аграрных товаропроизводителей в этой области регион имеет значительные потенциальные возможности. Направляемые в сельское хозяйство материальные ресурсы повышают требования к эффективности их использования. ............ |