Часть полного текста документа:Основные концепции правопонимания Черемисин Роман Апрель, 2005г. Введение Термин "право" многозначен: под ним понимается ряд различных, подчас разноплоскостных явлений (право как система общеобязательных норм, субъективное юридическое право, моральное право, права человека и т.д.). Вместе с тем при всей своей многозначности слово "право" выражает и нечто единое. В наиболее абстрактном виде оно обозначает социально оправданную свободу поведения; оправданную, нормальную и в этом смысле нормативную - то, что людям "можно", то есть допустимо делать, совершать, и что, следовательно, обществом принимается, поддерживается. По большей части право как оправданная свобода поведения опирается на известные идеальные (идеологические), иные организационные, нормативные (уже в несколько ином значении) формы - мораль, корпоративные нормы, нормы, выраженные в законах, и другие (то, что закреплено в юридических нормах или в нормах морали, то и "можно"). Но есть и "права", которые непосредственно вытекают из социальной жизни, независимо от каких-либо идеальных (идеологических), иных организационных, нормативных форм опосредования. Такие права могут быть названы непосредственно-социальными; "непосредственными" в том смысле, что они существуют и действуют безотносительно к тому, объективированы ли они в каких-то опосредствующих внешних формах, или нет. По отношению к ним право как юридическое явление выступает в качестве "позитивного права" - права, которое создается людьми, выражено в писаных нормах, содержится в документах, которые можно увидеть, потрогать. Принципиальное различие между двумя типами правопонимания заключается в различении права и закона. Для юридического правопонимания вопрос о сущности права является подлинным вопросом, в отличие от легистского (позитивистского) правопонимания, для которых правом является официально данное и реально существующее право. "Позитивисты видят в праве общеобязательность, формальную определенность, принудительность. "Принудительность и формальная корректность" - в этом позитивисты видят сущность права и его отличие от морали. Например, библейская заповедь "не прелюбодействуй" - это моральный запрет; но если он будет выражен в форме закона, принятого в рамках особой процедуры, и подкреплен принудительной силой государства, то, с точки зрения позитивистов, он превратится в правовой запрет"1. В рамках позитивистского понимания права сложились несколько самостоятельных концепций права: нормативизм, солидаризм, социологическая, психологическая, естественная, юридическая, теологическая. Теория нормативистского понимания права. Ее ярким представителем явился Г.Кельзен (1881-1973). Основные моменты, характеризующие эту теорию: Теория права должна быть свободна от идеологических и оценочных характеристик, т. е. Представлять собой "чистую науку". Вторжение в теорию права идеологических воззрений, отражение в ней тех или иных интересов делают ее необъективной наукой, а стало быть не отражающей реальную действительность, а стало быть не отражающей реальную действительность. Право должно быть познано из самого права и только. ............ |