1. Предмет экономической теории. Основная проблема экономической теории. Методы экономического анализа
ЭТ – это наука о том, как люди стремятся использовать ограниченные ресурсы в производстве товаров и услуг, рационально распределяя и обменивая их, пытаясь удовлетворить свои безграничные потребности с целью всестороннего развития способностей и расширения возможностей человека.
Экономическая теория, являясь гуманитарной наукой, в качестве объекта выделяет общество.
Предмет - система отношений, складывающихся между людьми в процессе ведения хозяйства.
Задача ЭТ - поиск наиболее эффективных отношений, которые позволяют эффективно использовать редкие ресурсы.
Главная проблема в разрешении противоречия между желанием людей удовлетворить свои безграничные потребности и ограниченностью ресурсов, находящихся в их распоряжении и используемых для данной цели. Отражением данной проблемы является постановка трех основных вопросов экономики 1. Что? 2. Как? 3. Для кого?
Методы ЭТ – совокуп-ть способов, приемов познания экономич-х отнош-й людей.
1. Общенаучные
- диалектика – выявление глубинных причинно-след-х связей.
- научной абстракции - он состоит в выделении наиболее существенных сторон изучаемого явления и отвлечении от случайного;
- Анализ состоит в том, что сложные явления и процессы расчленяются на отдельные простые элементы, состав-е части.
- Синтез - результаты изучения отдельных частей обобщаются и устанавливается внутренние взаимосвязи элементов системы в целом;
- Индукция - это переход от частного к общему (обобщение фактов).
- Дедукция наоборот, переход от общего к частному (научная гипотеза проверяется фактами);
- системный анализ - предполагает трактовку экономического объекта как системы, и в то же время как элемента еще более сложной системы.
2. Частные методы
- графический;
- статистический;
- экономико-математического моделирования;
- сравнительного анализа;
- экономический эксперимент.
Основные понятия ЭТ:
Потребности – первичные и вторичные
Средства – взаимозаменяемые и взаимодополняемые, потребительские и производственные.
2. Осн-ые этапы развития ЭТ
В самост-ю науку ЭТ превращ-ся в нач. 17 в. Первой теоретич. школой был
меркантилизм (итал. – "купец, торговец") – направление экономической мысли, последователи которого видели во внешней торговле источник богатства за счет осуществления активного торгового баланса (превышения экспорта над импортом товаров).
Политика меркантилизма заключалась в поощрении – с целью увеличения производства товаров для экспорта – развития промышленности, особенно мануфактурной, в активном протекционизме, и поддержке экспансии торгового капитала, в частности в поощрении создания монопольных торговых компаний; в развитии мореплавания и флота, в захвате колоний; в резком повышении налогового обложения для финансирования всех этих мероприятий. Наиболее известные последователи меркантилизма У. Стаффорд, Т. Манн, А. Монкретьен ,Ж. Б. Кольбер
Физиократы (греч.власть природы)- Кенэ, Тюрго. Школа сформировалась во Франции. Сельское хоз-во - преобладающая отрасль. Содержание учений: -критика меркантелистов. Считали, что богатством является не торговля, а продукций с/х.; -разделяли общество на 3 класса (производительный, класс собственников, непроизвод. класс). ............