Часть полного текста документа:Основные источники загрязнений в районе г.Нижневартовска Белан Б.Д. В исходной информации об источниках выбросов перед началом эксперимента указывалось, что основным загрязнителем в городе выступает автотранспорт. Анализ пространственного распределения примесей по территории подтверждает этот факт лишь частично. Если рассматривать распределение оксида углерода по территории города (рис.1), то видно, что максимальные концентрации наблюдаются в центральной части и уменьшаются к периферии. Так как максимумы содержания СО соответствуют местам пересечения основных транспортных потоков, то можно с большой степенью уверенности считать, что главным источником СО является транспорт. Распределение других газов в воздухе указывает на наличие дополнительных источников. Так, в поле суммарных углеводородов, приведенном на рис.2, можно выделить два возможных источника: зону аэропорта, что вполне понятно, если учитывать интенсивность работы авиаци, и шлейф от месторождения оз.Самотлор. В городе же происходит увеличение концентрации за счет местных выбросов. Рис.2, таким образом, показывает, что влияние месторождений сказывается и в приземном слое воздуха. Чтобы проанализировать, из каких источников попадают в воздух г.Нижневартовска разные компоненты загрязнений, были проведены отборы проб в шлейфах факелов месторождений и выборосах котельных и автотранспорта. Из табл. 1 видно, что газовый состав выбросов в г. Нижневартовске идентичен тому, который наблюдается в холодный период вне шлейфов. Это касается также автотранспорта. Хотя данные по его выбросам приведены в удельных единицах ( грамм на килограмм топлива), которые легко можно пересчитать в концентрации. Таблица 1 Газовый состав (мг/м3) выбросов Газы Самотлор Мегион Нижневартовск Автотранспорт шлейф нефтяной шлейф газовый котельная котельная № 1 котельная № 2 карбюраторный дизельный Аммиак 1,9 0,2 0,8 1,2 0,1 0,22 < Ацетилен < < < < 3 12,44 13,55 Ацетон < < < < 3,2 0,54 1,34 Бензин 31 2,2 12,4 2,4 < 3,62 18,11 Бензол 1,8 1,2 0,5 1,2 0,5 1,13 5,49 Ксилол 9,6 10,8 5,2 < 5,4 1,84 4,24 NO 1,2 1,3 0,1 2,2 1,6 4,34 8,53 NO2 0,08 0,2 0,08 1 < 0,29 2,58 CO 3,2 3,9 5,6 3,1 2,4 19,82 14,82 SO2 1,8 1,6 0,8 0,9 0,4 0,77 1,22 Толуол < < < 0,8 0,9 2,05 12,82 S CH-нефти 32 14,6 16,2 12 12 15,76 44,17 Хлор < < < 0,5 0,5 0,16 0,29 Этиловый эфир < < < < < - - В связи с тем, что летом котельные не работали, а попытки войти на самолете-лаборатории в устье факелов месторождений едва не закончились катастрофой, забор же на удалении от устья из плохо видимого шлейфа факела ( в отсутствии конденсации, а соотвественно, и аэрозоля ) был бы некорректен, то аналогичные данные для летнего периода отсутствуют. Химический состав выбросов приведен в табл. 2, из которой можно отметить высокие концентрации Na и CI Выше,чем у земли, концентрация элементов, входящих в состав частиц почвенного аэрозоля, таких как Fe, Mg, AI, Ti, Ca. Ионы NH4+ , K+ и SO42- обнаружены только в шлейфах котельных, что касается и элементарных Мо, Со. Вместе с тем данные табл. 2 не подтверждают гипотезу, что вертикальное распределение химических компонентов аэрозоля,приведенное в предыдущем разделе формируется только за счет местных выбросов. По- видимому, происходит наложение принесенного аэрозоля, выбросов и аэрозоля, поднимающегося с поверхности земли. Проведеный в холодное время эксперимент показал качественное изменение состава воздуха в г.Нижневартовске, что во многом обусловлено "выключением" такого мощного источника загрязнений, как испарение пролитых на рельеф местности нефтепродуктов. ............ |